Представьте себе очередной рок-фестиваль в одном из множества провинциальных городов. Назовем его, скажем, «Рок против наркотиков», «Молодежь против алкоголя», или отборочный тур какого нибудь именитого конкурса. Вариантов множество...
[-- читать дальше --]
Итак, раскаленная тридцатиградусной жарой сцена уже скоммутирована, но электричество до сих пор не подано, и звукотехники, развалясь на мягкой поролоновой обивке крышки от река FOН-пульта, радуются неожиданному отдыху. Женщины из городского управления культуры, рискуя испортить свои пышные прически, отдуваясь от жары, старательно развешивают на сцене так подходящие формату рок-музыки разноцветные шарики. Полдня разыскиваемый организаторами фестиваля местный электрик, дыша перегаром вчерашнего веселья, наконец-таки дает ток. Звукорежиссер, на скорую руку «продув» портальный звук и проверив коммутацию, смотрит на часы. До начала мероприятия осталось совсем немного времени. Казалось бы, можно передохнуть и отправиться что-нибудь перекусить, но у входа на сцену ждут 24 рок-группы, а юные длинноволосые создания с гитарами в руках без конца подбегают и спрашивают, когда же начнется саундчек (и будет ли он вообще). Мысленно попытавшись разделить оставшиеся 2 часа времени до начала мероприятия на 24, звукорежиссер тяжко вздыхает и, взяв в руки свой микрофон, устало командует: «Первая группа – прошу на сцену»…
Музыканты выходят и начинают подключать свои инструменты, причем как правило, кто-то из членов группы отсутствует по непонятной причине и его приходится ждать. Пользуясь моментом, барабанщик начинает издавать скоростные пассажи, красуясь перед стайкой сидящих неподалеку юных фанаток, и его громогласное соло прерывают крики гитариста: «У меня блок питання не работае-е-е-е-т!!!» Одолжив недостающее у коллег и наконец подключившись, группа начинает настраиваться, причем гитарист, не доверяя слуху бас-гитариста, сам крутит колки его инструмента. Выкрутив ручки громкости комбиков на полную громкость, группа доучивает свои композиции прямо на сцене еще минут 20, пока не будет прервана фразой звукорежиссера: «Вопросы по балансу есть?» Воцаряется гробовое молчание. Кто его знает, как нужно отвечать на этот сокрамнтальный вопрос….
Знакомая ситуация? Думаю, более чем. Подобные поведение и некомпетентность встречаются даже у групп с приличным стажем, не говоря уже о начинающих музыкантах. В итоге музыка, с любовью взращенная и старательно отрепетированная, на сцене превращается в какафонию, шквал децибелов. Сойдя со сцены после выступления, огорченные музыканты не могут понять, что же произошло с ними, почему они так фальшиво и неровно играли и почему никто не получил ожидаемого удовольствия. Сыпятся обвинения в сторону организаторов мероприятия за якобы плохой звук, затаивается обида на звукорежиссера – мол, без ушей он, да еще и палец о палец не ударит. На самом деле причина произошедшего кроется в другом – в неправильном понимании процесса саундчека и неверных действиях при его проведении.
Так что такое на самом деле «саундчек»? Sound Check в переводе с английского означает буквально «проверка звука». На «сборных солянках» группе дается несколько минут, чтобы оптимально настроить звук на сцене «под себя», выставив комфортное звучание гитарных комбиков и корректное соотношение уровня вокала по отношению к ним. Пройдя несколько десятков подобных мероприятий, я обратил внимание на то, что начинающие музыканты на саундчеке, как правило, совершают одни и те же ошибки в настройке своего звука. Поскольку специальный мониторный пульт и отдельный звукорежиссер у него на мероприятиях подобного рода обычно не предусмотрен, ошибки приходится исправлять специалисту за FOH-пультом и, конечно же, самим музыкантам. Как это сделать быстро и корректно, и предлагается обсудить в рамках этой статьи.
Итак, главный принцип саундчека – это взаимное уважение друг друга на сцене.
Если можно что-то уменьшить по уровню, то это нужно сделать: ансамблевость игры прежде всего предусматривает умение уступать друг другу.
Комментарии