SKILL TOYS

ПРАВИЛЬНЫЙ САУНДЧЕК.

ПРАВИЛЬНЫЙ САУНДЧЕК.

Представьте себе очередной рок-фестиваль в одном из множества провинциальных городов. Назовем его, скажем, «Рок против наркотиков», «Молодежь против алкоголя», или отборочный тур какого нибудь именитого конкурса. Вариантов множество...
[-- читать дальше --]
Итак, раскаленная тридцатиградусной жарой сцена уже скоммутирована, но электричество до сих пор не подано, и звукотехники, развалясь на мягкой поролоновой обивке крышки от река FOН-пульта, радуются неожиданному отдыху. Женщины из городского управления культуры, рискуя испортить свои пышные прически, отдуваясь от жары, старательно развешивают на сцене так подходящие формату рок-музыки разноцветные шарики. Полдня разыскиваемый организаторами фестиваля местный электрик, дыша перегаром вчерашнего веселья, наконец-таки дает ток. Звукорежиссер, на скорую руку «продув» портальный звук и проверив коммутацию, смотрит на часы. До начала мероприятия осталось совсем немного времени. Казалось бы, можно передохнуть и отправиться что-нибудь перекусить, но у входа на сцену ждут 24 рок-группы, а юные длинноволосые создания с гитарами в руках без конца подбегают и спрашивают, когда же начнется саундчек (и будет ли он вообще). Мысленно попытавшись разделить оставшиеся 2 часа времени до начала мероприятия на 24, звукорежиссер тяжко вздыхает и, взяв в руки свой микрофон, устало командует: «Первая группа – прошу на сцену»…

Музыканты выходят и начинают подключать свои инструменты, причем как правило, кто-то из членов группы отсутствует по непонятной причине и его приходится ждать. Пользуясь моментом, барабанщик начинает издавать скоростные пассажи, красуясь перед стайкой сидящих неподалеку юных фанаток, и его громогласное соло прерывают крики гитариста: «У меня блок питання не работае-е-е-е-т!!!» Одолжив недостающее у коллег и наконец подключившись, группа начинает настраиваться, причем гитарист, не доверяя слуху бас-гитариста, сам крутит колки его инструмента. Выкрутив ручки громкости комбиков на полную громкость, группа доучивает свои композиции прямо на сцене еще минут 20, пока не будет прервана фразой звукорежиссера: «Вопросы по балансу есть?» Воцаряется гробовое молчание. Кто его знает, как нужно отвечать на этот сокрамнтальный вопрос….

Знакомая ситуация? Думаю, более чем. Подобные поведение и некомпетентность встречаются даже у групп с приличным стажем, не говоря уже о начинающих музыкантах. В итоге музыка, с любовью взращенная и старательно отрепетированная, на сцене превращается в какафонию, шквал децибелов. Сойдя со сцены после выступления, огорченные музыканты не могут понять, что же произошло с ними, почему они так фальшиво и неровно играли и почему никто не получил ожидаемого удовольствия. Сыпятся обвинения в сторону организаторов мероприятия за якобы плохой звук, затаивается обида на звукорежиссера – мол, без ушей он, да еще и палец о палец не ударит. На самом деле причина произошедшего кроется в другом – в неправильном понимании процесса саундчека и неверных действиях при его проведении.

Так что такое на самом деле «саундчек»? Sound Check в переводе с английского означает буквально «проверка звука». На «сборных солянках» группе дается несколько минут, чтобы оптимально настроить звук на сцене «под себя», выставив комфортное звучание гитарных комбиков и корректное соотношение уровня вокала по отношению к ним. Пройдя несколько десятков подобных мероприятий, я обратил внимание на то, что начинающие музыканты на саундчеке, как правило, совершают одни и те же ошибки в настройке своего звука. Поскольку специальный мониторный пульт и отдельный звукорежиссер у него на мероприятиях подобного рода обычно не предусмотрен, ошибки приходится исправлять специалисту за FOH-пультом и, конечно же, самим музыкантам. Как это сделать быстро и корректно, и предлагается обсудить в рамках этой статьи.

Итак, главный принцип саундчека – это взаимное уважение друг друга на сцене.

Если можно что-то уменьшить по уровню, то это нужно сделать: ансамблевость игры прежде всего предусматривает умение уступать друг другу.

Общий уровень громкости звука на сцене желательно выставить так, чтобы ощущалась его легкая нехватка музыкантами. Чрезмерно громкое звучание комбо-усилителей и других инструментов (барабанов, клавишных) в мониторных линиях приводит к «забиванию» вокала в мониторах, загрязнению общего звучания и появлению «коробчатости» звучания портального звука, что снижает его управляемость. Вам кажется, что на сцене все очень громко и совершенно не слышно вокалиста? Остановитесь и определите, что именно мешает, и уберите этот инструмент на своем комбике, или попросите звукорежиссера убрать его из мониторных линий.

Следует заранее определиться, что вы будете опробовать на саундчеке. Не нужно играть подряд от начала до конца все свои композиции. Кстати, есть группы (чаще всего – любительские), которые репетируют во время саундчека! Это – проявление неуважения к вашим коллегам, ждущим своей очереди: смотрите на часы, сколько времени вы уже отняли у них. Выберите наиболее характерный фрагмент одной из ваших ключевых композиций длиной в 8…12 тактов, чтобы при этом звучали все инструменты и вокал. Играйте его по кругу, останавливаясь и делая коррекции по звуку. Так вы сэкономите массу времени и главное, достигните нужного вам звука на сцене.

Не стремитесь создать на сцене точно такое же звучание, как у себя на репетиционной базе. Следует понимать, что гитарный комбо прокатной компании вовсе не обязан звучать так же, как ваш. Если на сцене имеется несколько комбиков, быстро найдите себе подходящий по звуку и стилю исполняемой музыки. Обязательно запомните (лучше – запишите) положения всех ручек комбика, и когда выйдете на сцену для выступления, верните их в то же положение. Также обратите внимание на «подленькие» кнопки атенюатора вроде "-15 дБ" или "+6 дБ". Они тоже обязательно должны быть возвращены в ваше положение.

Барабанщикам, особенно начинающих групп, не стоит тратить время на установку своего малого барабана, хайхета и тарелок. Пройдите саундчек на штатном оборудовании, предоставляемом организаторами мероприятия. В тот момент более важен баланс ударной установки, нежели ее тембр звучания.

Если гитарист использует акустическую гитару, не стоит надеяться, что ее достаточно будет подзвучить любым из вокальных микрофонов. Ваш звук могут «вытянуть», а могут и нет. Подстрахуйте себя от подобных неприятностей наличием встроенного звукоснимателя – вы сбережете себе нервы, а звукорежиссер – время на настройку. Аналогичная просьба будет и к владельцам контрабасов, виолончелей и скрипок – у организаторов не всегда бывает в наличии нужный direct-box, потому позаботьтесь о предусилении свого инструмента и запаситесь подходящим DI-боксом самостоятельно.

Внимательно следите за исправным состоянием своего собственного оборудования. Поэтому, выходя на сцену, вы должны быть уверены в том, что ваши инструменты исправны, а аудиокабели – надежны.

Несколько слов о работе звукорежиссера во время саундчека. Положение ручек микшерного пульта сохраняйте в так называемой «карте саундчека». Как вариант, можно фотографировать настройки цифровым фотоаппаратом или даже мобильным телефоном и сохранять их по названию каждой группы. Настраивая эквализацию и динамическую обработку под каждую группу, не забывайте, что это влияет на звук в сценических мониторах. Старайтесь сильно не изменять настройки компрессоров от группы к группе Если вокалист звучит в микрофон резко, а звук гитары напоминает жужжание пчелы, не следует сильно выкручивать ручки эквалайзера во все стороны. Лучше попробовать сменить комбик или вокальный микрофон на иной. Если вокалист во время выступления поет фальшиво, попробуйте, немного изменить баланс на сцене в сторону уменьшения баса и увеличения гитары – возможно, исполнитель просто не слышит гармонию.

И в заключение хотелось бы пожелать так важной неизменной взаимной вежливости при решении любых вопросов, даже с самыми молодыми и неопытными музыкантами. Ведь любой исполнитель прежде всего хочет, чтобы его творчество звучало со сцены достойно и адекватно.
Lucky23 14 лет назад
22

Комментарии

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи.