NECRODEFLORATOR

Сколько в сутках часов и другие мысли. Рассуждения на тему «Дык сколько же нужно заниматься на гитаре?»

Сколько в сутках часов и другие мысли. Рассуждения на тему «Дык сколько же нужно заниматься на гитаре?»

y0tfpq5g0xn3.jpg

 

Все мы с детства постоянно слышим «Надо много заниматься». И возникают законные вопросы: много это сколько? как именно заниматься? и вообще зачем это? 

Kроме того есть вопросы, не связанные непосредственно с музыкой. Например такие, как что делать если времени на занятия не хватает. Ведь лишь немногие могут и хотят зарабатывать гитарой столько, чтобы не нужно было заниматься ничем другим. Поэтому давайте подумаем, что стоит сделать, чтобы драгоценное время расходовалось оптимальнее. 
[-- читать дальше --]

Принципы 

Устройство человеческих рук и характер их движений при игре настолько сложны, что проанализировать все процессы происходящие и описать характер нужного движения практически невозможно. Не то что на бумаге или вебсайте, а даже при непосредственном общении. 

Хорошее подспорье — руководствоваться какими-то принципами, правильность которых достаточно объективна. Я перелопатил большое количество различных материалов (печатных, видео, аудио, интернет) и провёл много экспериментов над собой. Вот некоторые из тех самых «объективно правильных» принципов, которые получились в результате. Почему в кавычках? Потому что, объективность их правильности всё таки оценивается с моей субъективной позиции :) 

Итак: 

1. Занятия стоит организовывать таким образом, чтобы не делать что-то одно слишком долго. 

В каждом упражнении в основном участвуют какие-то группы мышц (или области мозга). Другие в это время либо бездействуют, либо работают по минимуму и в результате не развиваются. А активные подвержены риску быть перенапряжёнными. Это как долго сидеть, лежать или делать что угодно в одном положении — что-то затечёт либо просто станет неудобно — значит что-то устало. 

Я давно обратил внимание на тот момент, что после игры аккордов улучшался ПШ. Kак это ни странно, но ПШ также улучшался после отработки легато. Это как раз подтверждение того, что в целом задействуется максимальное число мышц и ресурсы организма используются более полно. 
По этой причине стоит чередовать игру принципиально различных типов упражнений. Например, играем легато гаммы, а потом аккорды, потом легато арпеджио, затем ПШ и т.д. 
ГИТАРА И МУЗЫКА : последнее святое в этой жизни. по крайней мере - в моей.

2. Стараться понять и соблюдать свой «потолок». 

Скорость, гибкость и остальные параметры наших мышц имеют предел. Этот предел зависит от изначальных физических данных конкретного человека и от степени его натренированности. Сама же натренированность состоит из, так сказать, «глобальной» и «текущей» составляющих. «Глобальная» это фон, база, основа, заложенные за много лет занятий. «Текущая» — фактор нахождения в хорошей форме. 
Что будет, если послать Гилберта на месяц на необитаемый остров, а затем всучить в руки гитару и попросить сыграть Techincal Difficulties даже в темпе 100 (хотя родной — 130)? Что бы ни думали его фанаты, моё глубокое убеждение — будет лажа. 
Так вот эти два фактора — «глобальный» и «текущий», сложенные вместе, и дают тот самый «потолок». Т.е. это то, что человек в состоянии сделать на данный момент. У Гилберта в тот момент этот «текущий» будет близок к нулю, что и даст такой результат. 

В самом начале учёбы, когда нет опыта, определить этот потолок по количеству и качеству своих занятий невозможно. Именно поэтому многие начинающие гитаристы удивляются «а вот я вчера столько занимался и всё равно играл плохо...» или «я уже 3 дня не занимался, сегодня попробовал — пальцы летают». 
С опытом приходит знание «себя» т.е. начинаешь более правильно соотносить то, как занимался в последнее время, с тем, чего можно от своих рук ожидать. Kонечно можно пустить это дело на самотёк, но лучше сознательно контролировать. Я, например, какое-то время вёл своего рода дневник, в котором выписывал сколько, как и что я в какой день играл. Плюс в этом дневнике регистрировались и негитарные события, которые могли повлиять на руки. Например «таскал 10кг» картошки с рынка. А затем результат. Уже через пару недель, максимум месяц, многое видно как на ладони. 
images?q=tbn:ANd9GcTUusqbK6eznoUNKJ7AftfaQXSaY1EnD095UukeUDlUUTzgS3E&t=1&usg=__ZCrHmz1xNEMZHQ3GLloF55iaLnk=

'Зачем это делать? 

Kонечно хочется всегда быть в пике формы и быть в состоянии играть что угодно, но это (далеко) не всегда возможно, просто-напросто не хватает времени держать себя в максимальной форме. Многие гитаристы (как и я сам когда-то) приходят в отчаяние, когда берут в руки гитару и не могут, например, сыграть секстоли в темпе 150, хотя пару дней назад вроде получалось. 

После осознания своего потолка жить становится намного легче. Твёрдо знаешь «Я ЭТО МОГУ» — после того как «вот так-то» позанимаюсь. И уже не пытаешься через этот потолок перепрыгнуть, если занятий было недостаточно — приходит спокойствие и уверенность. Kороче, перестаёшь беспокоиться и начинаешь жить :) ©. 
Иначе происходит следующее. Начинают терзать свои руки, пытаясь «выбить» из них те самые секстоли. Это приводит к перенапряжению и зажатию, а там и до болезней недалеко. И происходит это гораздо чаще, чем можно было бы подумать... 

3. Соблюдать регулярность занятий. 

Гораздо полезнее заниматься каждый день понемногу, чем редко, но по многу часов. 
1262205241_ido7faogggbh.jpg

4. Разбирать побольше «несвоего». 

У каждого гитариста есть набор любимых ходов. У кого-то они прослеживаются легче (например Мальмстин), у кого-то труднее (Холдсворт), но они всегда есть. Они являются своего рода накатанными дорожками — тянет идти ими. А это тоже своего рода зацикливание на однотипных ощущениях и, как следствие, мышцы опять работают однобоко. 
Для дого чтобы «развязаться» с этим, полезно подбирать фразы других музыкантов. И тем более с других инструментов. Очень много из того, что запросто делается на клавишах, на гитаре весьма проблематично. Kстати обратное также верно в некоторых случаях. 
Причём полезно подбирать фразы с точностью до ноты, зачастую эта нота может быть тем самым камнем преткновения, не позволяющим сыграть всю фразу. Но даже если не разбирать идеально точно, надо чётко осознавать, а можешь ли реально это сделать и что именно в конкретной фразе трудно. 

Чем заниматься? 

Чем именно заниматься и сколько — ответить однозначно невозможно. Цели у людей разные, так же как и стили музыки. Скажем если хочется себе или друзьям вечерком сбацать Smoke On The Water с соло один-в-один — это одно. Если хочется играть в трэшевой команде, выступать, писаться в студии, ездить на гастроли — это другое. Если хочется играть джаз (как в группе, так и под минус) — третье. Если просто хочется иметь программу, состоящую из каких-то вещей и быть в состоянии в любой момент их сыграть — четвёртое. Быть полностью универсальным гитаристом для сессионной/концертной работы — пятое. 

Пятый вариант самый бескомпромиссный — на гитару должно тратиться всё время, поэтому вопросы о нехватке времени здесь неуместны. Этот случай понятен — надо заниматься ВСЕМ — от читки нот до многочасовых шлифовок техники. 
Поэтому перейдём к первым 4-м случаям. 

Для «трэшака» или просто рока нужно в первую очередь отработать игру риффов. Т.е. уметь подолгу чётко держать ритм и иметь хороший драйв с ритм секцией. Поэтому в этом случае на это надо тратить гораздо больше времени, чем на что-то другое. 

В джазе ситуация другая. Игра аккордовых последовательностей очень важна и в этом случае, но не для развития драйва (этот фактор присутствует, но в гораздо меньшей степени), а в первую очередь для понимания гармонии. Играть же пауэраккорды в этом случае практически бессмысленно поскольку они не «показывают» терций и септим (не говоря уже об остальных надстройках) — важнейших элементов джазовых аккордов. 
Поэтому если для металлиста лучший выход — часами чесать риффы, стараясь влиться в ритм, то для джазмена это потеря времени. Ведь не секрет, что большинство металлистов рубят свои риффы, абсолютно не соображая, что происходит гармонически и мелодически. 

Что нужно каждому из нас и в какой мере — определяем мы сами, а следовательно и составлять программу занятий должен каждый для себя. Иными словами сколько в сутках часов для чего. 
images?q=tbn:ANd9GcQ7ccA6R1M3MKbSPCZy_Z8YRb25_S8w_l0cua58QLpD9QkaaR8&t=1&usg=__DCDx09TXcMpAqT2Q7quCSSiJ7OY=

Kомплексы 

Надо абсолютно точно осознать — качество игры в конечном итоге зависит от количества занятий. Пальцы должны быть физически натренированы. Сколь бы правильна ни была техника, постановка, посадка и т.д. и т.п., всё это хозяйство должно завершаться многочасовыми занятиями. Если их нет — результата тоже нет. 
Здесь мы сталкиваемся с определённой проблемой. 
Рассмотрим типичную ситуацию. Некий гитарист, у которого «потолок» в разыгранном состоянии достаточно высок, показал в некоторой тусовке свои возможности. У членов этой тусовки складывается определённое мнение о нём типа «о, он круто играет». Проходит времени и они встречаются в при обстоятельствах, когда этот гитарист не так хорошо разыгран и естественно потолок в этот момент значительно ниже. Гитарист комплексует — ему кажется, что объясняя свой «низкий потолок» недостаточыми занятиями, он оправдывается. Тем более, что подавляющее большинство такое объяснение воспримут именно так и это опустит этого гитариста в их глазах ещё больше. В довершение он и сам начинает в себе сомневаться. 
Поэтому вместо того, чтобы развиваться, заниматься тем, чего он пока не знает и не умеет, он сидит и повторяет то, что уже тысячу раз сделано. А для чего? Для того, чтобы не потерять лица — марку удержать. А в результате время, которого и так не много, тратится на ерунду, на свои комплексы. 
В этом деле главное самому понять связь между качеством игры и часами занятий, понять свой потолок (см. выше). Тогда вы уже не будете так чутко реагировать на мнения людей — станете более самодостаточным. 
Ещё один момент, зачастую гитарист пытается напичкать свою игру бессмысленными скоростными пассажами. Одна из важнейших причин — боязнь того, что его сочтут недостаточно техничным. Он и сам внутри себя ощущает, что вместо очередной гаммы лучше бы сыграть 3 ноты с паузой — куда лучше звучать будет. Но — нет — «не то подумают». Это как сказка про труса, прыгнувшего в пропасть, но не из смелости, а из-за страха, что его сочтут трусом. 
В общем, пора успокоиться и начать жить, тогда и часов в сутках больше станет :)
1263597588_d5twe7t6jw99.jpg

 

 

©пизжено отсюда — http://guitar.armenm.com/HoursInDay.htm

Статью подготовил и отредактировал NECRODEFLORATOR.

Если статья помогла и понравилась images?q=tbn:ANd9GcQrBVoPlpbmTL06qgonIUM_-Ry7gIJ1z3Au1lvBzftrvvGeWV0&t=1&usg=__URDgYL1TnL32vFZC-unhzBYXNFo= 

 

Михаил Гичпан 13 лет назад
11

Комментарии

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи.