VARG MEDIA GROUP

Советские гитары

Советские гитары

Была такая большая-большая страна.
И в ней были люди, которые играли музыку необычную, другую. Не такую, которую показывали по телевидению и транслировали по радио. Другую. Запрещённую.
И, что не удивительно, были люди, которые особым умением игры может и не отличались, но зато увлекались электроникой.
В результате появились на свет советские гитары – как и любой советский продукт, со своей спецификой.

th_19dac7c79a92a880cbe7afd9764afa72.jpg

 

Электрогитара «Тоника»

[-- читать дальше --]

ba050b172c4666d0bf0dd5eba4262fc4.jpeg

Итак, проникнемся же духом легендарного электромузыкального наследия пролетарской творческой мысли, нашедшей воплощение в скромном, но очень душевном изделии свердловской диплома II степени фирмы клавишных музыкальных инструментов «Урал» — шестиструнной электронной гитары «Тоника», издания 1975 года. Масса 3,6 кг.
Гриф клён-бук-клён, накладка изготовлена из загадочного материала, отдаленно напоминающего дерево и инкрустирована геометрическими фигурами, отдаленно напоминающими скругленные прямоугольники. Лады тонкие, низкие, и еще их 21 штука да к тому же и нулевой еще присутствует. Голова а-ля страт с колками на одну сторону, наклонена относительно грифа, что не может не радовать (поскольку многие гитары грешат головками грифа, параллельными накладке, что создает специфические проблемы в эксплуатации инструмента). Голова покрыта зелёным целлулоидом с расцветкой типа «волнистый клён» (многие могут с удивлением вспомнить, что точно такой же материал применен для покрытия барабанов RMIF). Крепление грифа — два болта. Покрыт гриф чёрным лаком, либо это краска такая.

Корпус, по словам очевидцев, изготовлен «хрен знает из чего», покрыт спереди трёхслойной фанерой (собственно, корпус набран из досок разного калибра и покрыт сверху и снизу этой самой фанерой) и покрашен в чёрное, также, как и гриф. Форма корпуса проста и откровенна, лишена каких-либо гадких элементов плагиата и является основным отличием электрогитар «Тоника» от всех прочих. Панель из того же зелёного целлулоида. Датчики — два сингла, с оригинальным дизайном. В то время как западная буржуазная музыкальная индустрия работала над коварными хамбакерами в корпусе сингла, простые советские инженеры взяли да и изобрели сингл в корпусе под стать хамбакеру. Переключатель типа «варитон» имеет четыре рабочих положения. Одно положение — гитара выключена, три положения — три различных тембра. Ручки — громкость и тембр. Выход — пятиштырьковый разъём типа DIN-5 на торце. Бридж регулируется по высоте плюс регулировка мензуры для каждой струны. Машина а-ля Фендер Джазмастер. Качество сборки, звук, удобство — за пределами.

2e9f6fbcb2d31096447005cc8d28cfe0.jpg

Стоит заметить, что эти гитары успешно использовал в своей практике Виктор Зинчук, а в данное время «Тонику» можно увидеть на концертах рок-группы «Доктор Ватсон».

 

Полуакустическая гитара производства Ленинградского завода щипковых инструментов им. Луначарского

e9794573d6d24fdc7371796cce6991db.gif

Сей дивный инструмент, имеющий столь ярко выраженную битловскую ориентацию, имеет практически все атрибуты настоящей полуакустики, и посему производит некоторое впечатление одним своим внешним обликом. Судите сами — выпуклый с обеих сторон и в то же время достаточно тонкий по сравнению с акустиками корпус, с белым пластиковым щитком, эфами и вырезом под грифом, характерные для полуакустик струнодержатель и бридж, головка 3+3, скругленная накладка грифа, два звукоснимателя-сингла… И это все счастье предлагалось советскому человеку в то время, когда фирма «Мелодия» выпустила всего-то 2 ранних альбома «Битлз»!

Необычнее всего, конечно же, выглядит корпус, с санбарстовым окрасом и пластиковыми окантовками. Верхняя и нижняя деки, скорее всего, фанерные, борта толстые, не совсем понятно, деревянные или ДСП. По осевой линии внутри гитары проходит реечный киль, придающий конструкции дополнительную жесткость. Прикрытый щитком второй эф переходит в прямоугольный вырез для доступа к внутренностям инструмент. Два звукоснимателя жестко прикреплены прямо к верхней деке, и не позволяют производить какие-либо регулировки. Струнодержатель характерной конструкции крепится к торцу корпуса тремя шурупами, в том же месте крепится ремень. Бридж из темного дерева, с пластиковым выпуклым порожком, позволяет регулировать высоту струн над грифом и звукоснимателями, и прижимается к корпусу только струнами, то есть свободно двигается, позволяя изменять мензуру в широких диапазонах.

d4bcc1549a212d1c1b73040d19a0c1c1.jpg

Гриф также имеет санбарстовый окрас, но намного глубже и темнее, чем корпус, к тому же на грифе проглядывается рисунок дерева. Накладка скругленная, из мягкого дерева, окрашена в радикально черный цвет и инкрустирована пластиковыми точками. Ладов всего 19, широких и низких, правда, вырез корпуса все равно не обеспечивает должного доступа к высоким позициям. Нулевого лада нет, его функции исполняет пластиковый распределитель струн, как на страте. Головка грифа расположена под углом к накладке, механика открытая, с белыми пластиковыми ручками, выполнена двумя секциями по три колка на каждой. Анкер отсутствует. Снабженный внушительной пяткой гриф крепится к корпусу двумя шурупами.

Органы управления представлены варитоном, коммутирующим сигналы звукоснимателей, и двумя ручками, очевидно, одна громкости, а другая тембра.

В оригинале гитара не имела варитона: вместо него — еще один регулятор. Регулятор, расположенный ближе к краю деки — громкости, два других регулируют одновременно громкость и тембр каждого из звукоснимателей (при некотором повороте из максимального положения изменялся тембр, при полном уводе звукосниматель выключался).

Вся электронная начинка припаяна навесным монтажом и заэкранирована металлической фольгой. Режимы работы: 1) бриджевый звукосниматель, яркий пищащий звук для ненавязчивого ритма; 2) нэковый звукосниматель, обычный чистый звук; 3) оба звукоснимателя, более сочный и обьемный, чем во втором случае, звук.

При записи, соотв. образом настроив регуляторы гитары и комбика, можно получить звучание, по тембру похожее на звучание гитар в записях советской эстрады 60-х нач. 70-х г.г.

 

«Соло-II»

405ecafaaefb62fbf6d372ee35bdf7b8.jpg

Мечта солоиста, наверное.

Выглядела она так же «ко©мично» как и все советские гитары – корпус произвольной формы, огромное количество разных рычажков и кнопочек, не совсем понятный выбор пород дерева и сомнительная общая идея сборки.

Из особенностей: встроенные эффекты (фузз и фейзер).

 

 Электрогитара «Стелла»

th_820a7202510f394f3e923f393d3ca1bc.jpg


Однозначно самая «нафаршированная» советская электрогитара. Я был очень удивлен, впервые увидев ее. Хотя на самом деле этот инструмент не порадует вас необыкновенной формой корпуса, реверсивной головкой грифа, причудливой инкрустацией и прочими глупостями. Стелла — гитара для тех, кто не тратится на внешние атрибуты, а спокойно и уверенно делает свое дело. Специально для этой категории музыкантов представляется полный спектр мыслимых и немыслимых звуков, издаваемых электрогитарой, ведь инструмент оборудован звукоснимателями-синглами в количестве 4 (четырех!) штук. Для полного контроля над датчиками предусмотрено 7 двухпозиционных переключателей, один трехпозиционный тумблер и 5 потенциометров. Мне бы очень хотелось в этом месте блеснуть познаниями в области теории вероятностей и подсчитать количество возможных вариантов настройки, но к огромному стыду я должен признать, что очень боюсь ошибиться в подсчетах. Тем не менее, 3 умноженное на 2 в 7й степени даст нам 3х128=384 варианта положений тумблеров! По-моему, очень даже неплохо. Сомневающиеся могут подсчитать это значение самостоятельно.

Аэлита-I

th_78b60a487e23442f1229081c760849df.jpg
Выпущенная в конце 60-х, эта гитара считалась одной из лучших Советских электрогитар. Была произведена на фабрике в Ростове на Дону, там же где в последствии были созданы Аэлита – 2, Стелла, а так же бас-версии этих гитар.

Сама гитара по стилю исполнения сильно смахивает на «Урал». Качество исполнения – довольно низкое. Например, чтобы как-то сгладить острые лады, весь гриф был замазан лаком и эпоксидной смолой. В итоге получилась практически безладовая гитара. Вот она, советская технология!

Аэлита-2, выпущенная в 72 году, отличалась интересной конструкцией тремоло, которое буквально повисала на струнах, если они были настроены ниже.

89fa3cc84b9307a4b12fcd5fd6cad117.jpg

 

Урал

74c024df48dfc3b66214c2ab80e435db.jpg


Урал – это своеобразная легенда. Когда-то эта гитара была самой популярной электро-гитарой в СССР. Вполне возможно, что в своё время их было сделано больше, чем всемирно известных Стратокастеров. На этой гитаре играл почти каждый советский гитарист. В основном, правда, по причине своей небольшой цены и тому факту, что все музыкальные магазины были «завалены» этой гитарой.

Даже сегодня эта гитара считается неплохим вариантом для начинающего гитариста – чтобы дома потренироваться.

Тяжёлая, как и все советские гитары. Основной плюс – её невозможно сломать. Вполне возможно, что это и было главной целью создателей этой гитары.

af09415e90cd7672e0e0fcd7c7c8d14f.jpg

Электроника – как всегда, нечто из области фантастики.

Особая песня – ручка vibrato. Скрытая особенность – гитара моментально расстраивалась.

Бас-гитары. Урал.

th_16c46d66401df981971b40d03a6389bf.jpg


Бас изготовлялся в Свердловске на той же ордена чего-то фабрике. Имел корпус типа Лес Пол (довольно тонкий) и толстый и узкий гриф. Два датчика. Регулировки: громкость — тембр НЧ — тембр ВЧ. Кнопки включают/выключают/переключают датчики, а также, подключая скрытые под накладкой RC цепочки, позволяют варьировать тембр. Струнодержатель изготовлен по мотивам Тюн-о-матик. Бридж регулируется по высоте плюс регулировка мензуры для каждой струны. На Тонике бридж плоский, что при полукруглой накладке грифа создавало трудности при установке высоты струн. На этом Урале ошибка была учтена и бридж сделан полукруглым. Гриф толстый и узкий. Накладка полукруглая, из достаточно мягкого дерева, со временем в ней образовывались дырки. Голова грифа параллельна ему и даже не смещена относительно оного. Поэтому на ней организована прижимная пластина (металлический треугольник). Форма головы, как на 6-струнном Урале, напоминает также Yamaha SGV. Выходной разъём — стандартный пятиштырьковый.

7f806616a7862b31525066cb72faada3.jpg

Виолет П.: Мне также довелось играть на таком инструменте. Окрашен он был в красно-желтый санбарст и был неудачно сбалансирован — гриф «клевал носом». Мне очень понравились большие белые (впрочем, весьма склонные к пожелтению) звукосниматели, украшенные незатейливым геометрическим орнаментом и окаймленные хромированными рамками. Еще мне запомнился характерный звук, издаваемый этим басом: при нажатии какой-то клавиши довольно сильно поднимались верхние частоты, что давало незабываемый щелкающий звук, особенно при игре медиатором — так что с помощью этой функции бас-гитарист всегда мог привлечь к себе внимание на репетиции или концерте.

 

 Бас «Кавказ» брат Аэлиты

e4839333b31d4006891d640d2b01f1d3.jpg

По моему, вторая модель баса, производимая в Ростове на Дону.

Гриф буковый, дека набрана из «советского гитарного дерева» :) (бука и березы в произвольной пропорции) и обшита с двух сторон трехслойной фанерой. Классическая схема почти для всех советских солид-гитар.

Мензура укорочена (80 см). Два звукоснимателя: синглы (верхний 4,5 кОм нижний 5,1 кОм) соединены в фазе. Корпуса идентичны корпусам «Тоники», но не имеют регулируемых магнитоприёмников под каждой струной. В остальном — всё тот же «хамбакер наоборот» (не очень широкая сингловая катушка ловит помехи, а двурогий магнитоприёмник, гнутый из трансформаторной стали «размазывает» звук).

Схема:
Переключатель: варитон на пять положений (три — переключение датчиков, два — включение частотных фильтров), регулятор громкости и регулятор тембра (на звук практически не влияющий). Бридж без подстройки для каждой струны, к деке не прикреплен, но зато регулируется по высоте.

Анкер установлен так, что на прогиб грифа практически влияния не оказывает, поэтому гриф, не смотря на большую толщину, даже с полностью затянутым анкером, сохраняет прогиб 3-5мм. Инструмент очень неудобен, схема собрана крайне небрежно и плохо экранирована, отчего инструмент сильно шумит. Не рекомендую его для игры, но на стене этот бас смотрится замечательно, а в уличной драке может оказаться просто бесценным.

 6e9bf2806d9a42a07a3159d08cc24ffa.jpg

Львовский «Ритм» 

Гитара «Ритм», выпускалась «Львовской опытно-экспериментальной фабрикой народных музыкальных инструментов» в 70-80 гг. XX в. Имела несколько модификаций.

Корпус модификации Люкс изготовлен из фанеры толщиной 3 мм. Верхняя дека окантована трехслойным бело-зеленым кантом, нижняя дека и эфы – однослойным белым. Обращают на себя внимания эфы – они расположены зеркально. Другими словами, обычно верхняя эфа напоминает букву «S». На ритме – она это «S» в зеркальном отражении. Как будто верхнюю и нижнюю эфы поменяли местами. Интересно, это ошибка или сделано специально? Гитара традиционно имеет окраску санберст, но основной тон довольно редкий, сине-зеленый, цвет морской волны. На корпусе установлены звукосниматели, электроника, струнодержатель – стальная хромированная пластина и бридж. Бридж деревянный, свободно перемещается. Имеется регулировка высоты. Гриф довольно массивный и толстый. Анкер отсутствует. Но благодаря своей массивности – ровный. Склеен из трех кусков бука. Крепится к корпусу на трех шурупах, которые прикрыты трапецивидным пластиковым нэкплейтом. Накладка грифа толстая, изготовлена из красного дерева. Окантована белым пластиком. Имеет 21 лад, не считая нулевой. Лады на данном экземпляре бронзовые. Маркеры – белые точки. Качество ладов и их установки довольно низкое – лады не аккуратные сами по себе и установлены небрежно.

th_07f367b3482da6260446cedeef5a2016.jpg

 Электроника довольно простая, что согласитесь, не часто можно встретить на советских гитарах. Она состоит из двух звукоснимателей, переключателя датчиков и потенциометров общей громкости и тембра.

 Ручки потенциометров стандартные для львовских гитар – алюминиевые, крепятся одним винтом. Из электроники наиболее интересен переключатель. Более подробно остановлюсь именно на нем. Внешне он очень сильно напоминает переключатель одесских гитар, но немного другой конструкции. Он кажется меньше. Также при беглом осмотре не понятно, как он крепится к корпусу – нет никакого крепежа. Но при более подробном изучении все становится абсолютно понятно. Приступим. Пытаясь понять, как он крепится, я пытался рукой внутри эфы нащупать элементы крепежа. Но все оказалось намного проще – переключатель просто-напросто начал подниматься вверх. Креплений никаких не оказалось. Держится он за счет силы трения. Довольно необычное и спорное решение.

Удивительный Орфей 

59872ffee63c0d51147547c4a242c01e.jpg

th_0825433ca5f0cfc086f99664b5d5e974.jpg

th_28f46158b31bfa4981f3017875b02e75.jpg 

51583f65a1578fcdf5ade52a8acdfd60.jpg

Бас гитара Мария

 th_012be3511b58fb8096a452a8db0a7a71.jpg

th_38af1024b8431ea4b1ee8665950ed861.jpg 

Бас-гитара Крунк-75 (Ереванская фабрика)

th_cd0312948ecc6fbc3711d46692bc23b9.jpg 

Гриф привинченный, крепится тремя болтами и металлической накладкой с серийником на обратной стороне.

Бридж является незакрепленной частью гитары и фиксируется на деке за счет силы натяжения струн. Позволяет поднимать или опускать струны за счет двух винтов, являющихся также и опорами.

вук у неё довольно низкий, высоких частот добиться не представляется возможным. К сожалению, звучки слабоваты и звучит она в раза 1,5 тише моего рабочего Скваера пресижн басса...

Бас-гитара Иолана Алексис Супер 2

th_7894e8e68bf6518d3e0f8a46320feabd.jpg 

 Бас-гитара Иолана Алексис бас по праву считается, наряду с полукаустикой Александра, самой красивой гитарой в СССР.На территории России достать таковые сложно, поскольку возили их к нам маловато… Но что-то удаётся достать.

Звук — какой и должен быть у полуакустического баса. Плотный, читаемый, но резкий (много верха). Фон умеренный. Гриф — классический для чехов, с обалденными ладами, играть удобно.

Деки и обечайка выполнены из хорошей толстой фанеры, внутри проходят массивные пружины — всё надёжно и крепко. Хвостовик, к которому крепится гриф, сильно сужен, так что видно пятку грифа. Гриф крепится на 4 винта, через толстый металлический некплейт, на нём же расположена широкая пуговица для ремня.

th_5fc210705df0594da7b57336b0f202cb.jpg

Гриф. Толстый в обхвате, сплошь крашеный, фактуру дерева не видно. Весьма удобен, в основном из-за отличнейших ладов. Нулевого лада нет. Инкрустация точками. Колки такие же, как на Диамант-басу/Ирис-басу/… и далее по басам Иоланы. С крышечками. Голова грифа похожа на лопату, расположение колков 2+2. Широченный кант также подвержен крошению… Анкер выведен в пятку грифа, пользоваться им одно удовольствие.

Струнодержатель. Зацеп сделан из двух продольных планок, в форме буквы Г.

 

(http://backinussr.ucoz.ru

ttp://sovietguitars.com

VMGuser 13 лет назад
987

Комментарии

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи.