Вне зависимости от вида искусства, будь-то музыка, псиательская деятельность, театр, кино, — выбирая, какой фильм посмотреть, компакт-диск какой группы послушать, на какой спектакль пойти, какое литературное произведение прочитать, человек пытается при помощи выбранного материала найти возможные ответы на свои вопросы, найти решение тех или иных проблем, общества или своих собственных.
Фильм «Buried» («Погребенный заживо», далее «П.З.») стал настоящим открытием для меня. Мне порекомендовал посмотреть этот фильм актер и режиссер А. ]шульев, за что я ему безмерно благодарен. Ведь, подобные «П.З.», жесткие фильмы с решительным, прямым, правдивым вызовом людям — большая редкость.
Главный герой фильма — Пол, находящийся в Ираке по контракту, который во время засады теряет сознание и спустя некоторое время приходит в сознание в странном тесном месте. Нетрудно догадаться, что воспользовавшись зажигалкой, Пол обнаруживает себя похороненным в гробу. Ему предстоит пережить много страшных, психологически тяжелых, физически изнуряющих мгновени борьбы за собственную жизнь в попытках выбраться из неожиданной ловушки.
Самые напряженные в «П.З.» последние секунды фильма прямо перед титрами несут в себе столько боли, надежды, ожидания, разочарования, безысходности и одиночества, что оставаться безразличным к судьбе главного героя просто невозможно. Хочется кричать: «Нет! Все должно быть по-другому!» В то же время, иная концовка при подобном сюжете была бы действительно неуместна.
Фильм снят испанским режиссером Родриго Кортесом, что, слава Богу, спасло картину от пафосной напомаженной голливудщины, которой нередко переполнены до краев фильмы о войне, заложниках, предательстве и неглижировании правительством своих обязанностей в отношении своих же граждан. При этом раскрываются режиссером все эти темы настолько искусно и тонко, — ведь все эти нюансы идут как бы за кадром, — что остается только удивляться фантазии и преклоняться перед талантом автора.О такой картине нельзя говорить общие слова типа «зрелищно», «удивительно», «интересно», это шедевр"… Нет. Этот фильм — удар молотком по голове в лобную долю.
«П.З.» — хороший пример того, как кино может быть глубоко смысловым и запоминающимся в совершенно неизменной мизансцене, рамках одного лишь гроба. Вызывает уважение и то, сколь точно создателям удалось изобразить все эмоции, передать внутреннюю атмосферу, тот ужас и ту безысходность, в которой оказался главный герой.
Конечно, нельзя сказать, что фильм «П.З.» открывает что-то совершенно ново, Нет. То, что правительство любого государства ни во что не ставит своих граждан, известно всем и без подобного кино. Однако, на мою память, еще никто не пробовал рассказать об этом нстолько откровенно, ничего не скрывая.
В то же время, сказать, что персонажи, с которыми главный герой успевает поговорить за полтора часа, злодеи, невозможно. Здесь нет правых и виноватых, здесь нет террористов. Есть только стремление выжить, а единственный способ выжить в разрушенной стране — это преступление. В прохладном кабинете с кондиционером, сидя в мягком кресле, и за чашечкой горячего кофе трудно поистине оценить всю важность телефонного звонка. Спасателям трудно найти место захоронения одного человека в пустыне на площади в сотни тысяч квадратных миль.
Часто по жизни человек смотрит, но не видит, видит, но не хочет признавать, слушает, но не слышит, слышит, но не доверяет, читает, но по сути не понимает. Проблема захвата заложника — лишь необходимая опора создателей для того, чтобы донести олее ценные мысли.
Хотелось бы, кроме того, выделить особой похвалой операторскую работу. Выбор ракурсов, работа со светотенью настолько точны, что зритель как будто бы оказывается один на один с героем в таких же условиях. И, конечно же, отдельное спасибо Рейнольдсу, которого я до этого фильма видел только и исключитльно в комедийном жанре. Поистине драматический талант этого актера для меня стал приятным откровением.
Повторюсь: фильм по своей сути действительно не поднимает никаких новых тем, ни одной проблемы, которая не была бы до этого не раз поднята в других картинах. Вопрос в том, КАК это сделано. Нечеловечески тяжелая обстановка, необычные ракурсы съемки, сюжет, в первую очередь, держащий зрителя в напряжении, которое только усиливается ближе к концу картины — все это работает в картине, как часы. Именно все выше перечисленное заставило меня остановиться подробнее на картине «П.З.» Без преувеличений могу сказать, что это одна из сильнейших киноработ из просмотренных мной за последнее время.
Комментарии