Что должно случиться с музыкантом, чтобы он принялся за радикальные эксперименты с джазом? Для некоторых достаточно просто объедениться в один колектив, как это случилось в 2009 году с группой Kusudama из Минска (BY). Они не стали тратить годы на муки творчества и поиски, а сразу решили играть джазкор. Смешав джаз с маткором, и приправив это всё юмором и здоровой цветной шизофренией, в 2010 они выпускают свой дебютный EP «Jazz TV», который широко расходиться в сети. Первые рецензии на него появляются в Италии, где группу сравнивают с такими монстрами джазкора как Zu и Naked City. Kusudama собирает на свои выступления совершенно разношерстную публику — от любителей академического джаза, до поклонников грайндкора.
На данном этапе музыканты присели в студии за запись полноформатного альбома. Как видно, всё самое интересное еще только впереди...
Дебютный EP молодого белорусского коллектива, играющего качественный сверхскоростной джазкор — такой, как, например, «рубят» в некоторых своих проектах Джон Зорн и Майк Пэттон.
Группа демонстрирует на удивление адекватный подход к музыке — им хватает и сюрреалистического переосмысления наследия предшественников, и чувства юмора, и самодостаточности. Вероятно, чтобы ясность их подхода была наглядной, здесь они работают со стандартами: Wonderful World, Summertime, Mary Had A Little Lamb. Относясь к джазкору как к некоторой традиции, они используют все основные его риторические фигуры — ломаные и хаотичные мелодические линии, дикие сочетания тональностей и скоростей, резкие чередования брутальных утяжеленных гитарных моментов с прозрачными фри-джазовыми саксофонными соло, которые рано или поздно превращаются в откровенно панк-роковые коды. Но, помимо этой «академичности», они используют и некоторые собственные наработки — в частности, подходят к процессу с немалой долей веселья, достигая эффекта сюрреалистического кинематографа, этакой нарезанной на части кинопленки, нашпигованной диснеевскими персонажами. По сути, похожего плана «мультики» делает Майк Пэттон — но абсолютно непонятно, являются ли Kusudama в жизни такими же эксцентриками, как он. На сцене вроде они абсолютно спокойные: бас, гитара, сакс, барабаны, ничего лишнего.
Вокал, кстати, у них выполняет скорее не информационную функцию, а выстреливает, как дополнительный шумовой элемент. Треки с вокалом превращаются в нойзово-индустриальные сверхскоростные симфонии, дающие слушателю возможность отдышаться на редких саксофонных соло или почти прогрессив-роковых гитарных проигрышах. Белорусскому джазу всегда не хватало трэша и безумия — ну, в принципе, вот оно. Непонятно только, как коллективу здесь себя позиционировать — олдскульные джазмены такой психиатрический карнавал мигом выставят за дверь, а молодежная субкультура вряд ли воспримет тонкие постмодерновые игры со смыслами и цитатами из всего подряд (от кантри до Майлза Дэвиса) — для этого Kusudama чересчур многослойны и недостаточно прямолинейны, несмотря на подчеркнуто наглядную бомбардировку восприятия слушателей. Видимо, группе надо ориентироваться на почитателей «странненькой» музыки — на тех, кто слушает Mr.Bungle, Naked City и безумные коллективы вроде Vialka. Или вообще не смотреть по сторонам — неудивительно, что первые рецензии на этот диск появляются не в Беларуси: вот, про них уже на итальянском пишут.