Кукишъ

​Интервью с лидером группы Кукишъ для газеты Литературная Россия

​Интервью с лидером группы Кукишъ для газеты Литературная Россия

Интервью с лидером группы Кукишъ для газеты Литературная Россия

YYPGqNlO-Ik.jpg

Так уж повелось, не первое десятилетие, что мостиком между высокой культурой, будь то художественная литература, поэзия или живопись, и подрастающим поколением часто становится некая поп-культура или субкультура – хоть кинематографические блокбастеры, хоть рок-музыка или, в последнее время, рэп. Популярные актёры и режиссёры, музыканты нередко сами обращаются к живописи или пробуют писать повести и романы. А там уж и молодёжь за ними подтягивается…
В конце прошлого года вышел в свет роман молодого писателя Стаса Кукушкина, ранее известного в качестве лидера фолк-панк группы «Кукишъ». Книга с весьма настораживающим заглавием «Треш-тур» быстро завоевала интерес ценителей отечественного андеграунда. Можно даже сказать – взбудоражила умы. В романе Кукушкина прослеживается вечный, но актуализированный под нашу действительность сюжет: современные герои борются с силами зла. Но что есть зло для писателя-панка и какими качествами, по его мнению, должен обладать в наше время герой? Да и существуют ли сегодня герои вообще?

CoPoKd4GGqE.jpg

Стас Кукушкин

– Дело в том, что сейчас особый период не только в истории России, но и в общей мировой истории культуры и контркультуры. Времена таковы, что нет готового рецепта героизма. Это Вам не Советский Союз, где «ищут пожарные, ищет милиция парня какого-то лет двадцати». Информационное поле очень раздутое, в нём нет конкретики. Появление интернета и сопутствующая безграничность породили отсутствие конкретной идеологии. Если абстрагироваться от болезненного опыта прошлого и предположить, что какая-то организация предложит свою идеологию, сопоставимую по масштабам с коммунизмом или национализмом, то просто напросто за ней не пойдут люди. Любую идеологию пользователи в интернете будут высмеивать, начнётся «троллинг». Поэтому появление образа героя в данной исторической формации, по моему субъективному мнению, невозможно. Сегодня определённые имена на слуху, но они не являются героями. Героизм сам по себе нивелировался и свёлся до степени медийного персонажа. Любой героический высокодуховный порыв (не ради лайков и репостов) нивелируется за одну ночь комментаторами, которые отыщут в нём какую-либо материалистическую составляющую.

– Предположим, твоё повествование всё-таки реально, и эти силы существуют. Есть ли сегодня герои, которые отважатся бороться со злом, подобно действующим лицам твоей книги?

– Сомневаюсь. Появление определённого персонажа, готового противопоставить себя в одиночку тяжёлой жизненной ситуации, предусматривает возникновение такой ситуации. Великие потрясения невыгодны в массе своей ни условным верхам, ни условным низам. Политики предпочтут договориться между собой, нежели развернуть конфликт.
Без волевого участия определённой личности невозможно появление социальных потрясений и, соответственно, героя, который будет себя противопоставлять некоему злу. В наши дни нет дракона, нет даже яйца, из которого может вылупиться дракон, с которым побежал бы сражаться рыцарь в сияющих доспехах.

– Многие критикуют подрастающее поколение за цинизм, отсутствие духовного стержня. По твоему мнению, на чём стоит сейчас базировать воспитание? Как вырастить хорошего человека в наше время?

– К одному философу женщина принесла грудного ребёнка (не помню, к сожалению, имя этого философа) и сказала: «Как мне его правильно воспитать?», на что философ ей ответил: «А вы уже опоздали». Воспитывать ребёнка нужно, начиная с себя. Если личность с неустоявшимися морально-этическими убеждениями рождает ребёнка, то воспитать из него полноценную личность практически невозможно. Только при наличии внутри дитяти определённого заряда (Гумилёв называл его «пассионарным»), двигающего человека по пути становления личности, ребёнок, не зависимо от окружающей действительности, вырастет очень сильным человеком во всех отношениях. В противном случае не помогут ни школа, ни институт, ни армия. Смогут помочь лишь сильные моральные потрясения, которые заставят испытать глубинные переживания. Тогда он, как личность, начнёт расти. И здесь никаких советов быть не может.
Для меня самое главное – остаться порядочным человеком. Я очень надеюсь, что в течение моей жизни совесть будет всегда со мной разговаривать.

– Какие ценности утратило современное общество?

– Из главных ценностей человека была предана всеобщему осмеянию искренность. Люди в социальных сетях прячутся за фейковыми страницами не из-за того, что искренно хотят скрыть свою настоящую личность. А лишь из-за того, что в обществе победила жажда предания всего осмеянию. И в первую очередь от этого страдает личность. Взаимодействие между людьми вышло на более широкий уровень. Это привело к тому, что самоутверждение за счёт человека, несоответствующего общим стандартам, приобрело колоссальные масштабы. Человек вынужден прятать свою личность. Он боится быть искренним не только в общении с социумом, но и с близкими людьми. Думаю, это самое главное, потому что когда человек вынужден быть неискренним, теряется составляющая диалога. Раньше говорилось «в споре рождается истина». А теперь из-за боязни показать свою личность человек не может даже в споре продемонстрировать настоящую точку зрения. В противном случае он будет подвергнут осмеянию. Не возникает искренних споров, из-за этого человеческая мысль потеряла драйвер, двигающий мысль к разрешению вселенских проблематик. Люди отучаются думать самостоятельно, начинают пользоваться клишированными суждениями.

– Прогресс дошёл до такой степени, что без телефона трудно представить свою жизнь. Простейшие примеры в уме всё труднее посчитать, за человека всё делают гаджеты, он деградирует. Как ты думаешь, что ждёт нас дальше в эпоху компьютеризированного мира?

– В 4-й части своего романа я частично затрагиваю эту тему. Действие разворачивается примерно в 2060 году. Все технические, биологические и социокультурные зачатки, которые мы видим сейчас, уже развились. Там будет главный герой Савелий, который представляет собой осколок предшествующей эпохи в виде брюзжащего старика, соприкоснувшегося с новым поколением того самого «неоренессанса». Именно из поколенческого столкновения будет одна из сюжетных линий.

Крупнейшая проблема человечества, и не я её первый обозначил, состоит в том, что человек объективно смертен. Максимум доживает до 100–115 лет – и умирает. В связи с этим не только фармакологические гиганты, но и политики боятся того, что человек будет жить хотя бы 200 лет. Это привело бы к колоссальному сносу вообще всех социокультурных барьеров. Сейчас индивидуум в 30 лет думает: «ну всё, полжизни прожито». А когда человек в 50 лет будет осознавать, что у него впереди ещё хотя бы 150 лет, он никогда не купится на обман горлопанов и шулеров, будет разбираться от и до. Это в генетике заложено. Но ребёнок, в свои 10 лет знающий, что ему геном весь вычистили и что он проживёт минимум 200 лет, будет обладать совершенно другим мышлением. Тогда-то всё и изменится.

– Крупные города – это эпицентр движения и активности. А в твоей книге весомую часть составляет тема деревенской жизни. Причём именно туда на время решил уехать один из главных героев в «поисках себя». Как тебе удалось так точно описать деревенскую жизнь? Навеяно ли это тем, что ты сам не так давно переехал жить за город?

– Я ни сколько не чураюсь того, что основная часть моего становления как личности происходила не в столице или крупных городах. Я приехал в Москву только в 2007 году из маленького, можно даже сказать, малюсенького поволжского городка, и все мои родственники – выходцы из деревни. Я городской житель лишь во втором поколении. Связующим звеном с деревней была моя прабабка, которая не умела ни читать, ни писать. И она на самом деле крестиком расписывалась в получении пенсии. От неё я слышал много историй, которые в преображённом виде были вплетены в книгу. А то, что я уехал жить в Подмосковье и осваиваю жизнь в частном доме, лишь проявление всегда присутствовавшего во мне стремления. Я прекрасно помню момент, когда вошёл в дом, который могу назвать своим. Я стоял посреди участка, и ощущение, что это моя земля, сыграло во мне очень сильно. Я почувствовал архаичное внутреннее соприкосновение с землёй. Это чувство сопоставимо с тем, когда приходишь на родовое кладбище, где похоронено несколько поколений. Стоя на их могиле, понимаешь: это мой род! И вот, когда ты покупаешь землю, чувствуешь – это моя земля. От этого никуда не деться. Поэтому написанное про деревню в части «Русь умирает красиво», естественно, будет отзвучивать правдой и личностными переживаниями.

– Есть ли у тебя любимые герои в реальной жизни?

– Могу назвать одного человека, но люди подумают, что это шутка. Стив Джобс. И я скажу почему. Он выпустил на широкую потребительскую аудиторию сенсорные экраны. Что представляет собой сенсорный экран? Это мелкая моторика пальцев и тактильные воздействия на них. Род людской стал родом людским, когда обезьяна начала пальцами камушки переворачивать. Сначала она их переворачивала, а потом взялась обрабатывать. Стив Джобс обезьянам дал эти камушки. Не знаю, отдавал ли он себе отчёт, какой новый виток в эволюции открывает, или нет. Это тактильное взаимодействие через пальцы, которое современниками стало утрачиваться по причине перехода от ручного труда к машинному, Стив Джобс вернул на повестку дня. Взаимодействие с миром через пальцы.

– А кто твой любимый литературный герой?

– Сошедший с ума врач в повести Леонида Андреева «Красный смех». Я обожаю этого персонажа и его знаменитый монолог: «Я ещё не до конца сошёл с ума. А когда я сойду с ума, я выйду в поле. Я выйду в поле. Я кликну клич. Я соберу вокруг себя ватагу храбрецов…» Это великолепно! По силе воздействия на читателя я не могу привести сходу ни одного литературного произведения в прозе или стихах. Это самое могучее, что было написано на русском языке. Именно так кратко, так сжато, так насыщенно образами. Леонид Андреев – гениальный писатель. Я всегда это говорил и буду говорить. Но он не до конца раскрыт. Вот чуть-чуть ему не хватило, просто самую малость, чтобы стать величайшим писателем в мире! Даже Горький говорил, что он восхищается талантом Леонида Андреева…

Беседовала Дарья ДМИТРОВА

sergcromagnon 4 года назад
69

Комментарии

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи.