«Эпиграф:
Все человечество уже не спасти,
но за отдельного человека ещё можно бороться.
(не помню кто и не помню так ли сказал)
Все одинаковые. Индивидуумов почти нет, вокруг миллионы близнецов и близнецов близнецов. Копии, снятые с копии, снятые с ещё одной копии ©. Есть такая забавная книжка «Караоке-капитализм». Кто прочитает – расскажите мне, а то я дальше аннотации не продвинулся. Основная мысль книги – никто не придумывает ничего нового, все поют в караоке. В плане жизни и бизнеса. Взрослые – фиг с ними, они об этом уже не думают, но молодые вроде как-то пытаются выделиться. Кто-то меняет вид страницы в контакте (обосраться радикальное перерождение!), кто-то меняет, например, принципы питания (уже серьезней). По мере взросления вирус одинаковости проникает во вчерашних стиляг и уже их дети кичатся китчем… В общем, альбом Джиса «Психоруины» вот примерно обо всем этом абзаце. Ну, местами с добавлением от-меня-тины, но, наверное, мне можно – я тоже поучаствовал в этом релизе.
[-- читать дальше --]
Итак, Андрей Джис искренне ощущает себя не таким как все и на протяжении 36-ти минут пытается это доказать и себе и слушателю. Наверное, отсюда и надрыв в голосе – часто когда мы кого-то в чем-то убеждаем, приходится срываться на крик. Особенно когда собеседник вообще не верит/не понимает/срать хотел на наши доводы. Напрашивается вывод о том, что Джис изначально настроен на то, что так просто к мозгу слушателя не пробьешься и сразу берет напористый тон.
Но есть и другой тезис. Каждый рэпер, в сущности, ощущает себя особенным и нестандартным, если вообще не избранным. Так что, можно сказать и так: говоря о себе, что ты не такой как все, ты, в принципе, уподобляешься немаленькому количеству «оригиналов». И можно было бы обвинить Джиса в том же самом, если бы не одно «эээ, слышь!». Это «эээ, слышь!» на «Психоруинах» касается той музыки, под которую изливаются мысли на этом альбоме. Ибо на этом релизе я – чуть ли не впервые за всю мою историю слушания рэпа – признаю ключевую роль музыки в песнях, пусть даже музыка не авторская. Были бы прочитаны эти тексты под стандартный рэперский бит, я бы больше всех плевался, говорил «Не верю!» и опять плевался. Но Джис, выделяясь пока скорее подачей и музыкой, чем смыслом текстов, тем не менее добивается главного – выделяется.
Главная характеристика «Психоруин», которая вертится у меня в голове – гармоничность. Избранная концепция диска идеально ложится на музыку, подобранный тон соответствует декларируемым мыслям и женский вокал Виктории Гинзбург окончательно придает альбому завершенность. Для меня этот альбом – пример в первую очередь безукоризненной формы. Содержание при этом пусть не поражает, но и не отталкивает, и придираться к нему не хочется. Ибо слова Джиса во многом правильные, пропитанные самоуверенным максимализмом и от этого убедительные.
Главным хитом альбома считается завершающая песня «Иней». В ней Джис в определенном смысле подводит итог всему релизу – «сейчас я жив, в душе пока ещё иней, а не лёд». Но при этом припев привносит ложку дёгтя – «с каждым годом свет приобретает оттенок заката». Наверно, ключевое слово здесь – «ещё». Джис, понимая, что сегодня он относительно свободен в своих проявлениях – бессонные «размыслительные» ночи, погружение в творчество – предвидит и опасается того, что эта нескованность конечна. Придет взросление, придет быт, придет необходимость зарабатывать/питаться/осемейниваться. И главный вопрос, в общем-то, не оригинальный, но для каждого молодого человека актуальный — насколько в дальнейшей жизни он будет отличаться от той массы людей, которой он противопоставляет себя сейчас? В своем нынешнем состоянии Джис хочет не оказаться в числе одинаковых экспонатов неинтересного музея, хочет улететь на Пандору, хочет бегать по крышам. Что будет через несколько лет – пока не ясно ему самому. Боязнь превратиться в обычного человека – вот какой главный лейтмотив «Психоруин». Ещё и поэтому Андрей на альбоме скорее не читает, а эмоционально кричит: крик, судя из того немногого, что я знаю о психологии – это один из способов преодолеть страх.
Альбом, помимо прочего, ещё и блистательно-короткий. 10 песен и одна вставка. Думается, что трек-лист прошел жесткую редактуру – об этом можно судить по тому, что в тэгах песни «Иней» указан порядковый номер 13. Так что минимум два трека еще ожидают часа своего «Lost Tapes». Что касается моего самого любимого с «Психоруин» — это «Можно мне сойти с ума», «Город спит» и – себя я вообще очень люблю — «Улетим на Пандору». Эти три песни я выделяю опять же не в плане смысла – смысл у всех песен на альбоме в общем-то схожий – а в плане тематики и звучания. Короче, подпеваю, дрыгаюсь и трясу лысиной.
Я послушал в этом году больше рэпа, чем за все предыдущие лет пять. И поздновато, но понял одну простую вещь, до которой коллективный разум хип-хоп сообщества дошёл уже давно – медийность и топовость артиста не является показателем хороших и запоминающихся песен. Очень долгое нахождение на не самой мегабайтонасыщенной флэшке моего телефона альбомов Aspirin Jah «Встречая миллениум» и Джисовских «Психоруин» привело к проблеме – как среди массы ежедневных релизов, наполняющих интернет, отрыть то, что интересно и достойно внимания? Не сидеть же, в самом деле, на форумах и не ковыряться среди тысячи выложенных творений… Хотя, эти рассуждения уже, конечно, не очень касаются альбома Джис
В общем, вот такими мне показались «Психоруины» и на такие мысли они меня навели. Перечитав получившийся текст понял, что он получился не очень однозначным, ну и какая, собственно, разница? Главное – альбом хороший.»
Артёмный ©
Комментарии