Страницы музыкальной истории, 22 ноября

    Идёт поиск билетов на других сайтах

    О событии

    1-й концерт Второго абонемента «Музыка театра и кино»

    «Страницы музыкальной истории»

    Вас. КАЛИННИКОВ
    Музыка к трагедии А. К. Толстого «Царь Борис»
    СВИРИДОВ
    Маленький триптих
    ПРОКОФЬЕВ
    Симфоническая сюита из музыки к кинофильму «Поручик Киже»

    Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
    Чтец – Сергей БАРКОВСКИЙ
    Дирижер – Иван СТОЛБОВ

    Абонемент «Музыка театра и кино» открывает яркая, глубокая по содержанию концертная программа. Темы и сюжеты из отечественной истории веками волновали русское искусство. В событиях прошлого был сокрыт «завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего» (Н. Карамзин). «Прошедшее в настоящем» – так М. Мусоргский определил художественный метод, который исповедовал он сам, Глинка и Римский-Корсаков, Глазунов, Прокофьев, Шостакович. Исторический путь Руси-России, «судьба человеческая, судьба народная» (Пушкин), парадоксальное воплощение великих событий истории в виде трагедии и фарса (Гегель) – обо всем этом поведают замечательные произведения отечественной литературно-музыкальной классики. В программу вечера вошли подлинный раритет В. Калинникова (музыка к трагедии «Царь Борис» А. К. Толстого), признанные шедевры Г. Свиридова («Маленький триптих») и С. Прокофьева (симфоническая сюита «Поручик Киже»).

    Музыка к спектаклю московского Малого театра сочинена Василием Калинниковым в 1898 году. Увертюра и четыре симфонических антракта воплотили дух литературного первоисточника, впечатляюще отразили глубокую личную драму царя Бориса и национальный колорит событий. Вместе с выдающимся петербургским актером Сергеем Барковским оркестру Капеллы предстоит мастерски выстроить драматургическую линию от эпического торжества к трагическому исходу, оттенить выразительные лирические эпизоды, раскрыть оркестровое богатство партитуры.

    Созданный в 1964 году «Маленький триптих» Георгия Свиридова – один из важнейших духовных посылов концерта. В трёх частях глубоко русская по истокам оркестровая музыка воссоздаёт образный мир Родины – её бескрайних просторов, древних, но вечно живых песнопений Святой Руси, грозно-тревожных и просветляющих колокольных звонов. Музыка триптиха Свиридова прозвучала в легендарной сценической версии трагедии «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого, осуществлённой московским Малым театром в 1973 году.

    Популярная сюита для оркестра Сергея Прокофьева создана на основе музыки к одноименному советскому фильму А. Файнциммера (1934 г., по мотивам повести Ю. Тынянова «Подпоручик Киже» об эпохе Павла I). Первоначально у композитора не было желания работать в жанре киномузыки, но сюжет и сценарий невероятно заинтересовали его. Красочные оркестровые зарисовки стали основой для полноценной симфонической сюиты из 5 частей, созданной в том же году. Прокофьев очень высоко ценил эту работу и считал очень важной в своей творческой биографии. Эффектная, на редкая остроумная музыка отличается театрально зримыми темами, хара́ктерными инструментальными красками. Она великолепно демонстрирует смысловое богатство трагикомического текста Тынянова, в котором за буффонадой сокрыт серьёзный, скорбно-карикатурный подтекст гоголевского масштаба.

    Другие концерты