Цикл концертов «Органные истории Старого города»
Органный концерт «Шедевры мирового органа: Бах–Моцарт–Мендельсон»
«Шедевры мирового органа» – вас ждет космос Баха, неземное совершенство Моцарта, шквал романтических эмоций Мендельсона и самобытный музыкальный язык Карг-Элерта.
«Баха это музыка пути к Богу», – сказал Гете. Наверное, каждый находит в музыке немецкого гения что-то свое. Космичность, глубина и запредельный полет духа удивительным образом сочетается в многочисленных опусах Иоганна Себастьяна с проникновенным лиризмом, а его музыкальный язык доступен самому широкому кругу публики. Фантазия соль мажор (Piece d'Orgue) родилась в период, когда Бах был увлечен переписыванием Органной книжечки французского органиста Николя де Гриньи, сочиненной в 1700 году. Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. В последнее десятилетие своей жизни Бах собрал и завершил серию из восемнадцати обработок хоралов. В сборник вошли композиции ранних лет, когда Бах еще работал органистом в Веймаре, Арнштадте и Мюльхаузене. Это собрание вскоре стало известно, как «18 лейпцигских хоралов».
Феликс Мендельсон-Бартольди – выдающийся композитор-романтик, дирижер, пианист, органист и музыкальный просветитель. Мендельсон основал Лейпцигскую консерваторию, был успешным руководителем Гевандхауса, заново открыл миру забытое к тому времени творчество великого Иоганна Себастьяна Баха и совершил переворот в жанре органной сонаты. Из органных импровизаций Мендельсона и отдельных пьес родился цикл из Шести сонат, наполненный стилевой эклектичностью, – центр органного творчества композитора. Количество частей варьируется в них от двух до четырех, в их основе темы хоралов, фуги, фантазии. Прекрасное знание инструмента позволило Мендельсону достичь ошеломляющих звуковых и тембровых эффектов. Мендельсон часто гастролировал в Лондоне, где познакомился с органистом Лондонского кафедрального собора Томасом Эттвудом, которому затем посвятил цикл из Прелюдий и фуг.
Творчество органиста и композитора Зигфрида Карг-Элерта практически неизвестно в России. В его изысканном и узнаваемом музыкальном почерке сконцентрировались черты переходной эпохи. Первое сочинение Карг-Элерта для органа – 66 хоральных импровизаций – сразу же поставило его в один ряд с выдающимися композиторами того времени, писавшими для короля инструментов.
17 церковных сонат Моцарта – одночастные опусы для органа и струнных – подлинные музыкальные жемчужины. Одна соната прозвучит в концерте. Один из самых Красивых мотетов Моцарта Ave verum corpus прозвучит в органной транскрипции Ференца Листа.
Шедевры мирового органа: лучшие страницы популярной классики!
Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Фантазия соль мажор BWV 572
Две хоральные обработки:
Nun komm, der Heiden Heiland из цикла «Лейпцигские хоралы» BWV 659-660
Хоральная прелюдия Wir glauben all`an einen Gott, Schopfer из цикла «Третья часть клавирных упражнений» BWV 680
Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Церковная соната фа мажор KV 244 (транскрипция для органа соло Сатмари)
Мотет Ave verum corpus (транскрипция для органа соло Ференца Листа)
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847) Соната для органа № 3 ля мажор ор. 65:
I. Con moto maestoso II. Allegro tranquillo
Прелюдия и фуга ре минор ор. 37
Зигфрид Карг-Элерт (1877–1933) Две хоральные импровизации из цикла «66 хоральных импровизаций для органа» ор. 65:
Ach bleib mit deiner Ghade
Nun danket alle Gott
Исполнитель: Алла Морозова, орган
Продолжительность 1 час 10 минут без антракта;
концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.