VII органный фестиваль «Венок Рождества: орган над городом»
Органный концерт «Рождественское попурри и Времена года»
С 25 декабря 2024 по 8 января 2025 года в наполненном удивительной энергетикой зимних праздников Петербурге звучат концерты VII органного фестиваля «Венок Рождества». Фейерверк стилей, калейдоскоп эпох и вдохновение лучших музыкантов наших дней – все это оставит долгое послевкусие органного празднества. Концерты Фестиваля проходят на пяти площадках с богатой историей, эксклюзивными интерьерами и раритетными органами.
Теплая и дружественная обстановка, чудесная музыка, уникальное убранство храмов в атмосферных исторических локациях Северной столицы и пять самобытных органов — на две недели Петербург наполнится неповторимым многоголосием короля инструментов. Именно поэтому, наш Рождественский органный марафон проходит под девизом «Орган над городом»!
Рождественское попурри и времена года — большое праздничное путешествие через столетия в сопровождении лучших рождественских мелодий — от Баха до наших дней.
Иоганн Себастьян Бах представлен одной из красивейших рождественских хоральных обработок и роскошной органной транскрипцией скрипичного концерта Иоганна Эрнста IV Саксен-Веймарского. Автор — герцог и композитор, покинувший мир в возрасте 18 лет, но оставивший не менее 20 сочинений, навсегда остался в копилке органной музыки, благодаря переложению Бахом его скрипичного концерта.
Георг Бём известен своим влиянием на творчество Баха и является признанным основоположником хоральной партиты — сочинения, состоящего из нескольких вариаций на мелодию хорала. Музыка Бёма замечательна тем, что она написана в «фантастическом стиле», основанном на импровизации.
Франция представлена двумя ноэлями клавесиниста, органиста и композитора Жана-Франсуа Дандрие, игравшего на клавесине для короля Франции Людовика XIV и его двора, впоследствии назначенного органистом королевской капеллы Версаля.
Изюминка вечера — «Зима» из топового сочинения эпохи барокко — Времена года. Это философское размышление солнечного венецианца Антонио Вивальди о круговороте жизни и образец композиторского мастерства, иллюстрированный музыкальными зарисовками календарь и впечатляющая экскурсия по четырём регионам Италии.
Яркий акцент вечера — сочинение Эдвина Лемара, прожившего последнюю часть своей жизни в Соединенных Штатах, выдающегося исполнителя и одного из самых значимых композиторов поздней романтической англо-американской органной композиторской школы.
Публику также ожидает встреча с потрясающей пьесой «Фуга-болеро» известного композитора, педагога и органиста Мариана Савы, в своих многочисленных композициях опирающегося на религиозную тематику, традиции польских церковных песнопений и фольклор.
Предновогоднее настроение дополнит прогулка по прекрасному голубому Дунаю с королем вальса Иоганном Штраусом, которая завершится невероятным попурри на темы рождественских мелодий.
Рождественское попурри и Времена года — праздник продолжается.
Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.
Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены во многих странах Европы и в России.
Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке — особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано императором Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.
Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de Francе — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград, храм посетил генерал де Голль. Интересный факт – к приезду президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!
Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Концерт для органа соль мажор (переложение скрипичного концерта герцога Иоганна Эрнста IV Саксен-Веймарского) BWV 592: I. Allegro. II. Grave. III. Presto.
Жан-Франсуа Дандрие (1682–1738) Два ноэля (рождественские песни):
Où S'en vont Ces gais bergers (Радостные пастухи)
Quand le Sauveur Jesus Christ, ou bon Joseph écoutez moi (Когда явился Спаситель).
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Ария из оркестровой сюиты № 3 ре мажор BWV 1068
In Dir ist Freude BWV 615 (В Тебе наша радость)
Георг Бём (1661–1733) Хоральная партита Freu dich sehr, O meine seele (Ликуй от радости, душа моя)
Антонио Вивальди (1678–1741) Концерт № 4 фа минор «Зима» из цикла «Времена года» оp. 8 RV 297
Эдвин Лемар (1865–1934) Андантино
Мариан Сава (1937–2005) Фуга-болеро
Иоганн Штраус (1825–1899) «На прекрасном голубом Дунае» op. 314 в переложении для органа
Рождественское попурри на темы популярных сочинений композиторов XX века
Исполнитель: Лауреат международных конкурсов
Елена Антипина, орган
Продолжительность – 1 час 10 минут без антракта;
концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.