Римско-католический храм Успения Пресвятой Девы Марии
1-я Красноармейская 11, станция метро Технологический институт
Цикл концертов «Время органа»
Органный концерт «Гении барокко и шедевры мирового органа»
Гении барокко и шедевры мирового органа. В программе концерта Николая Бронзова — органные шедевры одной из самых ярких эпох в истории человечества и сочинения золотого репертуара для короля инструментов. Беспрецедентная эпоха барокко, сломавшая стереотипы и подарившая миру уникальную архитектуру и оперный театр, стала одной из вершин мировой музыкальной культуры. В наши дни музыка барокко необычайно современна, и интерес к ней лишь возрастает. Родина барокко — Италия, иконой стиля которой стал солнечный венецианец Антонио Вивальди. Германия — вторая страна, где этот стиль был доведен до совершенства, а вершину Олимпа увенчало творчество Баха.
Этот вечер начнется с органной версии клавирного концерта «Орфея реки Невы». Именно так был назван Дмитрий Бортнянский, который пользовался при жизни огромной популярностью. Создатель уникального жанра хорового духовного концерта акапелла в России, он написал также многочисленные камерно-инструментальные клавирные сочинения. Опираясь на европейскую традицию, композитор создал свой неповторимый стиль, оказав огромное воздействие на русскую музыкальную культуру.
Европейскую линию концерта откроет Томас Таллис — величайший композитор Англии эпохи Ренессанса, служивший при дворах многих монархов и занимающий главное место в антологиях английской хоровой музыки. Еще один британский гость вечера, представленный знаменитым Граундом, — Генри Перселл, чей талант наиболее ярко раскрылся в музыке к театральным постановкам. Эта область его авторского наследия неразрывно связана с особенностями традиций национального театра. В его многочисленном наследии — песни, хоры в народном стиле, антемы и великое множество сочинений для различных инструментальных составов и клавира.
Германия представлена сочинениями Преториуса, Пахельбеля, Баха и Генделя, славу которого по сей день не могут поделить между собой Германия, Англия и Италия.
Михаэль Преториус — крупнейшая фигура в истории немецкой музыки переходного периода от позднего Ренессанса к раннему барокко. Композитор, органист, автор музыкального трактата «Устройство музыки» — он стал первым в Германии профессиональным историком музыки.
Друг семьи Бахов, самый яркий и значимый представитель южнонемецкой органной музыки Иоганн Пахельбель обучал старших братьев Иоганна Себастьяна. Он сочинил великое множество светских и церковных опусов, а его вклад в развитие жанров фуги и хоральной прелюдии делает его одним из крупнейших композиторов эпохи среднего барокко.
Великий Иоганн Себастьян Бах объял необъятное и соединил несоединимое в безбрежном звуковом океане. Протестантский хорал и итальянский концерт, французские и английские танцевальные сюиты, литургическая монодия и многое другое. И, конечно же, неизменным спутником Баха на протяжении всей жизни был орган, для которого он писал много и с удовольствием.
Бах и Гендель родились в одну эпоху и даже в один год, но их сочинения столь же непохожи, сколь и судьбы. Если Бах никогда не покидал пределов Германии, то рожденный в ней великий Георг Фридрих Гендель, оказавшийся ещё и превосходным менеджером, истинного успеха достиг в туманном Альбионе и Италии. Любимец муз и публики, создатель многочисленных опер, оркестровых концертов, клавирных сочинений и ораторий был необычайно популярен при жизни. Концерты для органа с оркестром были созданы Генделем для исполнения между номерами его ораторий на сцене Королевского театра Ковент-Гарден. После великого оперного бума вкусы публики переменились, и композитор приступил к созданию ораторий на различные сюжеты. Для полного триумфа Гендель выступал в них в качестве солиста-виртуоза, играя с непревзойденным блеском.
Изысканная роскошь, пышность и причудливая эстетика эпохи барокко в полной мере нашли воплощение в творчестве знаменитого венецианца Антонио Вивальди. Величайший скрипичный виртуоз, бесконечно плодовитый композитор оставил нам более 800 опусов в различных жанрах и подарил человечеству бессмертный шедевр «Времена года» — самое популярное сочинение эпохи барокко. Цикл представляет собой первые четыре из двенадцати концертов, входящих в опус 8 под интригующим названием «Спор гармонии с изобретением». Это философское размышление о круговороте жизни и образец композиторского мастерства, иллюстрированный музыкальными зарисовками календарь и впечатляющая экскурсия по четырём регионам Италии.
Алессандро Марчелло — философ, математик, также бывший композитором-любителем, как и его младший брат Бенедетто, написал гораздо меньшее количество музыки. Самое его популярное сочинение — Концерт гобоя и струнных ре минор — известное в блестящем переложении для клавира Иоганна Себастьяна Баха.
Французский гость вечера — мастер рококо, блестящий импровизатор и виртуоз, органист королевской капеллы Собора Парижской Богоматери Луи Клод Дакен. Он известен нам в основном своей легендарной пьесой «Кукушка», входящей в топ сочинений для клавира. Композитором создано множество вокальных, клавирных и инструментальных сочинений.
Яркие акценты вечера — «Эльфы» — поразительное сочинение нашего современника, выдающегося немецкого органиста и композитора Ханса Андре Штамма, и топовая Токката из «Готической сюиты» Леона Боэльмана, одного из самых исполняемых органных сочинений XIX столетия. В Готической сюите оживают величественные соборы, с крыш которых обречены вечно взирать мрачные стражи — химеры и гаргульи.
Вечер завершит самое популярное органное сочинение планеты — легендарная Токката и фуга ре минор Баха.
Гении барокко и шедевры мирового органа — невероятный звуковой мир короля инструментов ждет вас!
Программа:
Дмитрий Бортнянский (1751–1825) Концерт для клавира ре мажор
Томас Таллис (1505–1585) Псалом Why fum'th in sight
Иоганн Пахельбель (1653–1706) Чакона ре минор PWC 41
Луи Клод Дакен (1694–1772) Рондо ми минор «Кукушка»
Георг Фридрих Гендель (1685–1759) Аллегро из Концерта для органа с оркестром фа мажор op. 4 № 4 HWV 292
Алессандро Игнацио Марчелло (1673–1747) Адажио из концерта для гобоя и струнного оркестра ре минор S. Z799
Генри Перселл (1659–1695) Граунд до минор ZD 221
Михаэль Преториус (1571–1621) Vita Sanctorum
Леон Боэльман (1862–1897) Готическая сюита оp. 25: IV. Токката
Антонио Вивальди (1678–1741) Времена года: Ларго из Концерта фа минор «Зима» RV 297
Иоганн Себастьян Бах Токката и фуга ре минор BWV 565
Исполнитель:
Лауреат всероссийских и международных конкурсов
Николай Бронзов, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.