Органный Бах и органные шедевры: орган и скрипка при свечах
23 февраля, воскресенье в 16:00
Храм Святого Антония Чудотворца

Органный Бах и органные шедевры: орган и скрипка при свечах, 23 февраля

    Идёт поиск билетов

    О событии

    Знаете ли вы, что в сердце старого Петербурга находится действующий католический монастырь францисканцев с уютнейшей церковью и очаровательным внутренним двориком-патио? Неповторимая энергетика этого места просто создана для органных концертов, на которые мы вас приглашаем.

    Бах и органные шедевры: орган и скрипка, мерцание свечей в уютной монастырской часовне. Классические «шлягеры» и незаслуженно забытые сочинения-открытия.

    В мире немецкой музыки истории Баха и Брамса во многом схожи: оба были великими завершающими представителями великих эпох – барокко и романтизма, оба стояли в стороне от музыкального театра, направляя свои творческие искания не в сторону эксперимента и поиска, а внутрь традиции, бережно сохраняя и развивая ее.

    Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко, а вершина это жанра — в творчестве Баха. Две группы органных сочинений Брамса, хоральные прелюдии и свободные циклы прелюдий и фуг, близки органному наследию Баха. Сочетание строгости и проникновенного лиризма — визитная карточка композитора. Брамс возродил жанр хоральной прелюдии, забытый с баховских времен, создав гениальный цикл.

    Баховская тема продолжится великой Чаконой — одной из частей сольной скрипичной партиты ре минор. Шесть сочинений для скрипки соло, написанные в кётенский период, ярко и широко раскрывают возможности скрипки, объединяя разнообразные жанры: от монументальной фуги до деревенского танца, поражают своей полифоничностью, столь трудно вообразимой на этом инструменте. В произведении отражены личные переживания Баха, противоречия эпохи и земной жизни. Биограф Баха Филипп Шпитт назвал Чакону «торжеством духа над материей».

    В концерте прозвучит еще одна Чакона – органный шедевр старшего современника Баха Дитриха Букстехуде. Великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени в течение 30 лет занимал место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Именно там он организовал открытый фестиваль органной музыки. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха.

    Яркие акценты вечера – редко звучащие сочинения немецкого композитора Георга Рименшнайдера и Ивана Крыжановского. Композитор, музыковед и физиолог Иван Крыжановский окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу композиции Н. А. Римского-Корсакова и входил в Беляевский кружок.

    Концерт завершит Хоральная импровизация Зигфрида Карг-Элерта, чье творчество практически неизвестно в России. В его изысканном и узнаваемом музыкальном почерке сконцентрировались черты переходной эпохи. 66 хоральных импровизаций – первое сочинение Карг-Элерта для органа, которое сразу же поставило его в один ряд с выдающимися композиторами того времени, писавшими для короля инструментов.

    Бах и органные шедевры: звучание органа и скрипки при свечах!

    Программа:

    Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Хоральная прелюдия Dies sind die heil'gen zehn bot BWV 678
    Чакона из Партиты № 2 для скрипки соло
    Три хоральные прелюдии:
    Wer nur den lieben Gott last walten BWV 691, 690, 642
    Дитрих Букстехуде (1637–1707) Прелюдия фа-диез минор BuxWV 146
    Кристоф Виллибальд Глюк (1714–1787) Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика»
    Иоганнес Брамс (1833–1897) Две хоральные прелюдии: Herzlich tut mich verlangen
    № 9 и № 10 op. 122
    Иван Крыжановский (1867–1924) Фантазия ре минор
    Георг Рименшнайдер (1848–1913) Медитация
    Зигфрид Карг-Элерт (1877–1933) Хоральная импровизация Ein feste Burg ist unser Gott op. 65

    Исполнители:

    Владимир Рыбаков, орган
    Иван Чапкевич, скрипка

    Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта.

    Другие концерты

    Органный Бах и органные шедевры: орган и скрипка при свечах
    23
    воскресенье
    февраля
    Санкт-Петербург
    Монастырь Св. Антония