Концерт старинной ансамблевой музыки «Хвалите Бога!»
Концерт цикла «Беседы муз: культурный диалог России и Европы в XVIII веке»
При поддержке Президентского фонда культурных инициатив
Кантата — один из главных музыкальных жанров эпохи барокко. Она воплощает лозунг Джулио Каччини: музыка — послушная служанка слова. Для церковной музыки, которая была сильно потеснена новыми жанрами — оперой, балетом, сонатой — кантата стала возможностью конкурировать с ними. Часто инструментальные составы духовных кантат значительно превосходят в пышности оперный барочный оркестр.
Иоганн Себастьян Бах написал две с половиной сотни кантат. Этот жанр — один из самых важных в его творчестве. В своё время записи всех сочинений Баха в этом жанре, сделанные Н. Арнонкуром и Г. Леонхардтом, стали манифестом нового, аутентичного прочтения музыки барокко. В концерте прозвучит венчальная кантата «Господь помнит нас».
Бальдассаре Галуппи (1706–1785)— знаменитейший в XVIII веке оперный композитор. На протяжении многих лет он служил капельмейстером в соборе Св. Марка в Венеции. В 1765–68 гг. по приглашению Екатерины Великой служил капельмейстером в Санкт-Петербурге. Здесь им были написаны несколько сочинений: кантата «Освобожденная Добродетель», духовные концерты для русской православной церкви и кантата «Laudate Dominum», которая прозвучит в программе концерта.
Георг (Иржи) Бенда (1722–1795) — великий, но малоизвестный сейчас композитор второй половины XVIII века. Лучшие произведения Бенды написаны в стиле «бури и натиска». Для этого стиля характерны темпераментность и резкие смены состояний. Сочинения Бенды для церкви практически не исполняются, а в них композитор добился удивительного баланса между импульсивностью своего письма и духовным содержанием текстов.
Дмитрий Бортнянский (1751–1825) — наиболее известный и исполняемый российский композитор XVIII века. В Александровскую эпоху существовала даже монополия, которая запрещала исполнение сочинений других композиторов в православной церкви.
Карьера Бортнянского началась в Придворном хоре. В возрасте 13 лет Бортнянский уже исполнял сольные партии в операх. Его заметил Галуппи и, по окончании своего контракта, забрал на обучение в Италию. Там Бортнянский провел 11 лет и написал множество духовных сочинений для церкви. Одно из них — кантата In convertendo Dominus — прозвучит в программе концерта.
Исполнители:
Ирина Михайлова (сопрано)
Анастасия Шуманова (альт)
Александр Сомов (тенор)
Николай Мазаев (бас)
Санкт-Петербургский барочный ансамбль:
Андрей Пенюгин (скрипка)
Юлия Гайколова (скрипка)
Надежда Чумовицкая (альт)
Андрей Коломийцев (орган)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Кантата Der Herr denket an uns, BWV 196
Бальдассаре Галуппи (1706–1785)
Laudate Dominum
Георг (Иржи) Бенда (1722–1795)
Кантата Bewaffnet mit Schrecken erfüllet die Nacht, L.542
Дмитрий Бортнянский (1751–1825)
Мотет In convertendo Dominus