Концерт органной музыки
ВЕЛИКИЙ БАХ
Иоганн Себастьян Бах
Лауреат международных конкурсов
ЮЛИЯ ГЛАЗКОВА
(орган, Санкт-Петербург)
В программе петербургской органистки Юлии Глазковой включены произведения в разных жанрах великого Иоганна Себастьяна Баха.
Фантазия соль минор была сочинена И.С. Бахом после смерти первой жены. Душевной драме, развернутой в Фантазии, противопоставлена тревожная, но жизнеутверждающая фуга.
Трёхчастный Концерт ре минор - это переложенное Бахом для органа оркестровое сочинение А. Вивальди. В нём крайние «зажигательные» разделы контрастируют с лиричными средними. Изящное вступление заканчивается торжественным переходом к фуге, на теме которой выстраивается чёткая конструкция основного полифонического раздела Концерта. Средняя часть - лиричная Сицилиана, а завершается цикл стремительным Финалом.
Хоральные органные обработки Баха - это камерный жанр, в котором он раскрывает мир лирических образов - возвышенно-созерцательных и интимно-скорбных. Знаменитый исследователь жизни и творчества Баха А. Швейцер назвал его цикл из 46 хоральных обработок «Органная книжечка» «антологией баховского музыкального языка». Каждая из миниатюр представляет собой образец стиля барочной органной музыки.
Фантазия и фуга до минор были написаны Бахом в Веймаре около 1716 года. Сочинение построено контрастно: за сдержанной и печальной Фантазией следует подвижная и настойчивая фуга.
В последние годы жизни композитор работал над переработкой ряда больших хоралов, сочиненных, вероятно, в веймар-кётенский период. Они были объединены в цикл «18 Лейпцигских хоральных обработок». В них проявилось совершенное контрапунктическое письмо мастера. Прозвучит хоральная прелюдия «Приди, язычников Спаситель!».
Пассакалия и фуга до минор Баха - одно из его самых грандиозных органных творений. В вариациях на повторяющуюся (остинатную) тему разворачивается картина шествия с трагедийными эпизодами и торжественным апофеозом-прояснением в конце. Удивительно, что это сочинение молодого композитора, в котором его гений звучит уже в полную силу, о чём возвещает триумфальный финал завершающей фуги.
Программа концерта:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750):
Фантазия и фуга соль минор, BWV 542
Концерт ре минор, BWV 596 (по А. Вивальди):
Allegro. Fuge - Grave e spiccato - Allegro
Хоральная прелюдия «O Mensch, bewein dein Sünde gross» («О человек, оплакивай свой тяжкий грех»), BWV 622 из цикла «Органная книжечка»
Фантазия и фуга до минор, BWV 537
Хоральная прелюдия «Nun komm` der Heiden Heiland» («Приди, язычников Спаситель!»),
BWV 659 из цикла «18 Лейпцигских хоральных обработок»
Пассакалия и фуга до минор, BWV 582
Продолжительность: 1 час 15 минут.