Концерт органной музыки. ОТ БАХА ДО ТАРИВЕРДИЕВА, 18 января

    Идёт поиск билетов на других сайтах

    О событии

    Концерт органной музыки
    ОТ БАХА ДО ТАРИВЕРДИЕВА
    Д. Букстехуде, В. Любек, И.С. Бах, Ф. Мендельсон-Бартольди,
    С. Франк, Т. Дюбуа, Ш.-М. Видор, М. Таривердиев

    Заслуженный артист России ДАНИЭЛЬ ЗАРЕЦКИЙ и его ученики:
    Лауреаты международных конкурсов
    АНДРЕЙ ДОЛГОВ
    СТЕФАНИДА ЕРМОЛАЕВА
    ЕЛИЗАВЕТА ИВАНОВА
    МАРИЯ КОРОНОВА
    ПОЛИНА КУРДЮКОВА
    КАЛЛИНИКА МЕДВЕДЕВА
    МАЙЯ МОКРЕЦОВА
    ИВАН ЦАРЁВ
    (орган, Санкт-Петербург)

    В программе концерта профессора Санкт-Петербургской консерватории Даниэля Зарецкого и студентов его органного класса - сочинения немецких, французских и российских композиторов разных эпох.

    Токката ми мажор написана молодым И.С. Бахом около 1707 года в Арнштадте, под влиянием творчества старшего предшественника - знаменитого Д. Букстехуде. В цикле две фуги, с интерлюдией между ними и постлюдией в конце.

    Д. Букстехуде был центральной фигурой в музыкальной жизни Любека второй половины XVII века. Его слава как органиста распространялась далеко за пределы города и всего северонемецкого региона. Есть предположение, что в 1705 году Бах пешком преодолел путь из Арнштадта в Любек, чтобы послушать импровизации Букстехуде на органе. В его наследии ведущую роль занимают свободные композиции - прелюдии (токкаты, преамбулы), по музыкальному строению и языку схожие с сочинениями южноевропейских мастеров, прежде всего Дж. Фрескобальди и И.Я. Фробергера. В программе концерта - Прелюдия ми минор.

    В. Любек - композитор и органист эпохи барокко, представитель северонемецкой органной школы. Он родился в семье органиста, работал в Штаде и Гамбурге, где играл на превосходных инструментах работы А. Шнитгера. К началу XVIII века Любек был одним из самых известных музыкантов Германии, однако, несмотря на долгую жизнь и высокую репутацию, сохранилось очень мало его сочинений. Они позволяют с уверенностью причислить Любека к важнейшим органным композиторам эпохи. Будет исполнена его Прелюдия до мажор.

    С. Франк - выдающийся французский органист и композитор бельгийского происхождения. Его органные композиции, написанные в позднеромантическом стиле, стали предшественниками масштабных сочинений Ш.-М. Видора, Л. Вьерна, М. Дюпре. В 1878 году рождается второй из крупных органных циклов композитора - «Три пьесы для большого органа». В «Героической пьесе» можно найти много общего с симфоническим творчеством Франка, а в неожиданных модуляциях проявляется схожесть с музыкальным языком Р. Вагнера. После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году жизни Франк создаёт «Три хорала» для органа, которые справедливо называют «духовным завещанием» композитора. Он трактует этот жанр как философско-религиозное размышление (в отличие от хорала эпохи барокко, когда в основе лежит церковное песнопение). Это помогает ему раскрыть все регистровые возможности уникального типа инструмента - французского симфонического органа. В Хорале № 3 ля минор исследователи творчества Франка видят символы образа Святого

    Духа. Это выражается в подвижной фактуре крайних разделов пьесы, создающей ощущение стремительного полёта.

    Прозвучат две части из Сонаты № 4 си-бемоль мажор знаменитого немецкого романтика Ф. Мендельсона-Бартольди. Цикл из шести сонат был написан в 1844-1845 годах и посвящен композитором своему другу - органисту Ф. Шлеммеру. Соната си-бемоль мажор - своеобразная романтическая сюита, состоящая из прелюдии, песни-хорала, баркаролы и фуги. В этом красочном сочинении композитор, опираясь на полифонические достижения великого Баха, сочетает их с ярко выраженными романтическими веяниями: глубоким чувством и эмоциональностью.

    Появление жанра Органной симфонии обычно связывают с французской романтической школой, к которой, в том числе, относят Ш.-М. Видора. На сочинение симфоний для «короля инструментов» композитора вдохновил новый тип органа, созданный мастером А. Кавайе-Коллем, который значительно расширил диспозицию. Он ввёл в неё тембры, имитирующие инструменты симфонического оркестра и явления природы. В программе концерта - Moderato cantabile из Cимфонии № 8.

    М. Таривердиев известен всем как автор песен и музыки к кинофильмам, однако в своём творчестве он обращался и к органу. Basso ostinato из Органного концерта № 2 - наиболее яркое и часто исполняемое органное сочинение композитора. Эта пьеса основана на повторяющемся басу.

    Т. Дюбуа - выдающийся французский органист, плодовитый композитор и педагог. Cреди его многочисленных произведений выделяются симфоническая поэма «Aдонис», оркестровые сюиты и, в особенности, оратория «Потерянный рай» (премия г. Парижа, 1878 г.). В заключение концерта прозвучит Токката соль мажор Дюбуа в исполнении руководителя органного класса, Заслуженного артиста России Даниэля Зарецкого.

    Программа концерта:
    Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
    Токката ми мажор, BWV 566
    Исп. Мария Коронова
    Сезар Франк (1822-1890)
    «Героическая пьеса», FWV 37
    Исп. Андрей Долгов
    Дитрих Букстехуде (1637-1707)
    Прелюдия ми минор, BuxWV 142
    Исп. Полина Курдюкова
    Сезар Франк (1822-1890)
    Хорал № 3 ля минор, FWV 40
    Исп. Стефанида Ермолаева
    Винсент Любек (1654-1740)
    Прелюдия до мажор
    Исп. Елизавета Иванова
    Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847)
    Allegretto и Allegro maestoso e vivace из Сонаты № 4 си-бемоль мажор, ор.65
    Исп. Каллиника Медведева
    Шарль-Мари Видор (1844-1937)
    Moderato cantabile из Cимфонии для органа № 8 си мажор, ор.42/4
    Исп. Иван Царёв
    Микаэл Таривердиев (1931-1996)
    Basso ostinato из Концерта для органа № 2
    Исп. Майя Мокрецова
    Теодор Дюбуа (1837-1924)
    Токката из «12 пьес» для органа
    Исп. Заслуженный артист России Даниэль Зарецкий

    Продолжительность 1 час 15 минут

    Другие концерты

    Концерт органной музыки. ОТ БАХА ДО ТАРИВЕРДИЕВА
    18
    суббота
    января
    Санкт-Петербург
    Храм святого Станислава