Русская фортепианная музыка на исторических инструментах: от Глинки до Скрябина. Первый концерт
24 мая, пятница в 19:00
Пакгаузы

Русская фортепианная музыка на исторических инструментах: от Глинки до Скрябина. Первый концерт, 24 мая

    Идёт поиск билетов на других сайтах

    О событии

    Русская фортепианная музыка на исторических инструментах: от Глинки до Скрябина. Первый концерт

    Концерт в 2-х отделениях

    Концертный зал «Пакгауз» 24.05.2024

    Продолжительность 2 часа 20 минут

    Концерт проходит в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны».

    Солисты:

    Алексей Любимов, Народный артист РФ

    Сергей Каспров, лауреат международных конкурсов

    Екатерина Державина, лауреат международных конкурсов

    Владимир Иванов-Ракиевский, лауреат международных конкурсов

    В концерте задействованы исторические фортепиано из коллекций Алексея Ставицкого (Музей фортепиано, Рыбинск), Алексея Любимова и «МИРА-центра», Москва-Суздаль: Tischner (Санкт-Петербург, ок. 1830), Wirth (Москва, ок. 1845), Becker (1900).

    Реставрация, подготовка, концертное обеспечение: Алексей Ставицкий.

    Программа концерта:

    М.И. Глинка (1804-1857). Вариации для фортепиано на тему из оперы «Капулетти и Монтекки» Беллини (1832)

    М.И. Глинка (1804-1857). Ноктюрн «Разлука» для фортепиано фа минор (1839)

    М.И. Глинка (1804-1857). Три мазурки (1835)

    Исполняет Алексей Любимов, фортепиано Tischner

    П.И. Чайковский (1840-1893). «Времена года», 12 характеристических пьес для фортепиано (1875-1876), op. 37b

    Исполняет Екатерина Державина, фортепиано Wirth

    А.Г. Рубинштейн (1829-1894). «Романс» из цикла пьес для фортепиано «Шесть вечеров в Санкт-Петербурге», op. 44 (1859)

    С.М. Ляпунов (1859-1924). «Колыбельная» из цикла «12 трансцендентных этюдов для фортепиано», op. 11 (1897–1905)

    А.С. Аренский (1861-1906). «Элегия g-moll», «Волчок c-moll» из цикла «24 пьесы для фортепиано», op. 36 (1894)

    Н.Н. Черепнин (1873-1945). «Грезы» из цикла «3 пьесы для фортепиано», ор. 24 (1904)

    А.Н. Скрябин (1872-1915). Поэма «К пламени» для фортепиано, оp. 72 (1914)

    А.Н. Скрябин (1872-1915). Соната для фортепиано № 5 фа-диез мажор, op. 53 (1907)

    Исполняет Владимир Иванов-Ракиевский, фортепиано Becker

    И.А. Добровейн (1891-1953). «Элегия» (1917)

    М.А. Балакирев (1837-1910). Фантазия на тему песни Глинки «Жаворонок» для фортепиано (1864)

    М.А. Балакирев (1837-1910). «Исламей», восточная фантазия для фортепиано, op.18 (1869)

    Исполняет Сергей Каспров, фортепиано Becker

    Программа «Русская фортепианная музыка на исторических инструментах: от Глинки до Скрябина» посвящена творчеству представителей русской фортепианной школы XIX-XX веков: как редко исполняемых композиторов, так и классиков русской фортепианной школы.

    М.И. Глинка – один из основоположников русской фортепианной школы. Он был вдумчивым исполнителем, обладал превосходными пианистическими данными и учился у известного пианиста Джона Филда, который оказал влияние, в том числе, и на самого Ф. Шопена.

    В 1830 году Глинка отправился путешествовать по Италии. В то время особым успехом пользовались оперы трех итальянских композиторов: Дж. Россини, В. Беллини и Г. Доницетти. С Россини Глинке не удалось встретиться, а вот с Беллини композитор познакомился и дружбу эту очень ценил: «...Провожу время в театре с Беллини и компанией», – писал он своему и пушкинскому приятелю Сергею Александровичу Соболевскому после одной из репетиций беллиниевской «Беатриче ди Тенда». В 1832 году Глинка создает Вариации для фортепиано на тему из оперы «Капулетти и Монтекки» Беллини.

    Значительная часть фортепианного репертуара Глинки была посвящена танцевальным пьесам. Как и Шуберт, короткие сочинения он часто объединял в циклы. В 1835 году им был написан цикл «Три мазурки».

    1839 год оказался переломным в жизни композитора. Он прекращает службу в петербургской Капелле. В это же время происходит разрыв композитора с женой, закончившийся бракоразводным процессом. В 1839 году Глинка пишет ноктюрн «Разлука» и посвящает своей сестре Е.И. Флёри, которая планировала уезжать из Петербурга. Ноктюрн был издан только через 20 лет, уже после смерти композитора.

    Не только в симфоническом и оперном творчестве со всей полнотой и богатством раскрылся художественный мир П.И. Чайковского. Среди его значимых крупных фортепианных сочинений – соната Соль мажор и цикл «Времена года». Он состоит из 12 разножанровых лирических пейзажей, каждый из которых раскрывает образы природы в разные этапы ее годового жизненного цикла, крестьянского труда, народных гуляний. Главная роль в музыке отведена «пению» на инструменте: в основе почти всех номеров лежат широкие, песенного склада мелодии.

    Одним из учителей П.И. Чайковского был А.Г. Рубинштейн. Учредитель Русского музыкального общества, которое потом преобразовалось в первую российскую консерваторию, Рубинштейн совмещал в себе и разные грани музыканта. Он был выдающимся пианистом, по степени дарования сравнимым с Ф. Листом, дирижером и композитором. Среди его сочинений – цикл пьес для фортепиано «Шесть вечеров в Санкт-Петербурге».

    Характер фортепианной музыки С.М. Ляпунова в большей мере – концертно-виртуозный. В 1905 году он закончил цикл «12 трансцендентных этюдов», которые отсылают к одноименному циклу Ф. Листа. Лист планировал написать 24 этюда во всех мажорных и минорных тональностях, но успел создать только 12. Для своего цикла Ляпунов написал миниатюры в 12 оставшихся тональностях, не затронутых Листом.

    Композиторский стиль А.С. Аренского музыковед Б.В. Асафьев называл «симпатичной лирикой»: в нем нет резких конфликтов и борьбы, а притягательность заключается в мягкости и изяществе. Характерные для его стиля сочинения – «Элегия» и «Волчок» из цикла «24 пьесы для фортепиано».

    Первым композитором, к кому обратился С.П. Дягилев в самом начале своих «Русских сезонов», был Н.Н. Черепнин. Именно его балетом «Павильон Армиды» с Анной Павловой в главной партии открывался первый триумфальный сезон дягилевской антрепризы. Заметно в творчестве Н.Н. Черепнина отразилось течение импрессионизма. Примером служит пьеса «Грезы» из цикла «3 пьесы для фортепиано».

    Творчеству А.Н. Скрябина свойственна повышенная эмоциональная «температура», но не в значении драматизма: в своих сочинениях он ищет пути достижения экстатического состояния, чувства полета и освобождения от земного. Сонаты Скрябина стали кульминацией русской сонаты рубежа XIX-XX веков. Прозрачные звукосферы особенно явственно ощущаются в Пятой сонате. Излюбленным жанром композитора для музыкально-философских откровений была и поэма. В поэме «К пламени» реализуется идея пробуждения дремлющих сил природы и подчинения их человеческой воле.

    Нижегородец И.А. Добровейн известен, в первую очередь, как дирижер, который работал по всему миру. Однако он занимался и композиторской деятельностью, тяготея к традиционной стилистике в духе С.В. Рахманинова и Н.К. Метнера. После отъезда Добровейна из России, его музыка оказалась под негласным запретом.

    Среди фортепианных пьес М.А. Балакирева соната, мазурки, вальсы, ноктюрны, скерцо. Балакирев быстро зарекомендовал себя как блестящий пианист и в 1869 году написал виртуозную восточную фантазию «Исламей». В «Исламее» проявляются драматизм и романтические порывы самого знаменитого нижегородского композитора.

    Из виртуозных транскрипций Балакирева большой популярностью пользуется «Жаворонок» на темы романса Глинки, и здесь «щебечет уже не одинокий глинкинский жаворонок, а целая стая певчих птиц», - писал музыковед В.И. Музалевский.