Декабрь на пороге... Ззапорошил первый снег, застывают реки, покрываются инеем леса. Зимняя русская природа полна особого очарования. Одним из композиторов, замечательно передавшим красоту русской зимы, был Петр Ильич Чайковский. 8 декабря в Большом зале Московской консерватории прозвучит его Первая симфония «Зимние грезы», а также гениальный Первый концерт для фортепиано с оркестром. Солист — лауреат международных конкурсов Андрей Гугнин. За пультом Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» — Денис Власенко. С Первой симфонии началась творческая зрелость Чайковского и одновременно — московский период его жизни.
Молодой выпускник Петербургской консерватории был приглашен преподавать в только что открывшуюся Московскую консерваторию. Первое крупное сочинение далось ему непросто, и результат не был высоко оценен его наставниками — А. Рубинщтейном и Н. Зарембой. И кто знает, как бы сложилась судьба Первой симфонии, если бы не поддержка старшего московского коллеги — дирижера и пианиста Николая Рубинштейна, взявшегося исполнить ее. Через несколько лет Чайковский переработал сочинение, и его партитура, наконец, была издана. Современники композитора не сразу оценили изумительную свежесть музыки симфонии, тонко передающей красоту зимней русской природы (о чем свидетельствует программное название сочинения — «Зимние грезы», а также названия двух его первых частей — «Грезы зимнею дорогой» и «Угрюмый край, туманный край»). Уже начальные «шелестящие» фигурации струнных напоминают летящие по накатанному снегу сани, а главная мелодия первой части рисует широту открывающегося перед путниками пейзажа. Не используя звукоизобразительный метод напрямую, Чайковский создает своего рода отражение картины в сознании, подкрепляя его выразительными мелодиями песенного склада, а в финале и плясового. Неслучайно его Первая симфония не раз становилась музыкальной основой балетных постановок.
Если с Первой симфонии Чайковского, по сути, начался «большой» русский симфонизм, то его Первый концерт -— истинный шедевр концертного жанра, признанный во всем мире, — открывает эпоху русского фортепианного концерта. Грандиозная тема вступления, драматичная главная партия первой части, тревожно-плясовая мелодия финала происходят из русско-украинского мелоса, ряд других тем — из стихии городского романса. Популярность Первого концерта настолько велика, а его мелодии настолько знамениты, что трудно поверить в первоначальное неприятие этого сочинения тем же Николаем Рубинштейном, наотрез отказавшимся его исполнять. Впервые Концерт прозвучал в 1875 году в Бостоне, в исполнении Ганса фон Бюлова, которому в результате и был посвящен. В наше время это одно из самых исполняемых сочинений Чайковского, в том числе и на сцене Большого зала Московской консерватории: Концерт является обязательным сочинением в третьем туре Международного конкурса имени Чайковского.
Андрей Гугнин — участник XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского. Окончил Московскую государственную консерваторию и аспирантуру в классе профессора Веры Горностаевой. Является лауреатом многих международных конкурсов, в том числе конкурса пианистов имени Дж. Бахауэр в Солт-Лейк-Сити (США, 2014), конкурсов имени С. Станчича в Загребе (Хорватия, 2011) и имени Л. ван Бетховена в Вене (Австрия, 2013). В 2016 году стал победителем Международного фортепианного конкурса в Сиднее (Австралия), где получил не только первую премию, но и несколько специальных призов. В разное время его учителями были Наталья Смирнова, Ольга Мечетина, профессора Валерий Кастельский, Лев Наумов. После окончания консерватории стал участником программы продвижения молодых исполнителей Московской филармонии «Звезды XXI века».