Зимние грезы. Чайковский, 8 декабря 2019

О событии

Декабрь на пороге... Ззапорошил первый снег, застывают реки, покрываются инеем леса. Зимняя русская природа полна особого очарования. Одним из композиторов, замечательно передавшим красоту русской зимы, был Петр Ильич Чайковский. 8 декабря в Большом зале Московской консерватории прозвучит его Первая симфония «Зимние грезы», а также гениальный Первый концерт для фортепиано с оркестром. Солист — лауреат международных конкурсов Андрей Гугнин. За пультом Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» — Денис Власенко. С Первой симфонии началась творческая зрелость Чайковского и одновременно — московский период его жизни.

Молодой выпускник Петербургской консерватории был приглашен преподавать в только что открывшуюся Московскую консерваторию. Первое крупное сочинение далось ему непросто, и результат не был высоко оценен его наставниками — А. Рубинщтейном и Н. Зарембой. И кто знает, как бы сложилась судьба Первой симфонии, если бы не поддержка старшего московского коллеги — дирижера и пианиста Николая Рубинштейна, взявшегося исполнить ее. Через несколько лет Чайковский переработал сочинение, и его партитура, наконец, была издана. Современники композитора не сразу оценили изумительную свежесть музыки симфонии, тонко передающей красоту зимней русской природы (о чем свидетельствует программное название сочинения — «Зимние грезы», а также названия двух его первых частей — «Грезы зимнею дорогой» и «Угрюмый край, туманный край»). Уже начальные «шелестящие» фигурации струнных напоминают летящие по накатанному снегу сани, а главная мелодия первой части рисует широту открывающегося перед путниками пейзажа. Не используя звукоизобразительный метод напрямую, Чайковский создает своего рода отражение картины в сознании, подкрепляя его выразительными мелодиями песенного склада, а в финале и плясового. Неслучайно его Первая симфония не раз становилась музыкальной основой балетных постановок.

Если с Первой симфонии Чайковского, по сути, начался «большой» русский симфонизм, то его Первый концерт -— истинный шедевр концертного жанра, признанный во всем мире, — открывает эпоху русского фортепианного концерта. Грандиозная тема вступления, драматичная главная партия первой части, тревожно-плясовая мелодия финала происходят из русско-украинского мелоса, ряд других тем — из стихии городского романса. Популярность Первого концерта настолько велика, а его мелодии настолько знамениты, что трудно поверить в первоначальное неприятие этого сочинения тем же Николаем Рубинштейном, наотрез отказавшимся его исполнять. Впервые Концерт прозвучал в 1875 году в Бостоне, в исполнении Ганса фон Бюлова, которому в результате и был посвящен. В наше время это одно из самых исполняемых сочинений Чайковского, в том числе и на сцене Большого зала Московской консерватории: Концерт является обязательным сочинением в третьем туре Международного конкурса имени Чайковского.

Андрей Гугнин — участник XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского. Окончил Московскую государственную консерваторию и аспирантуру в классе профессора Веры Горностаевой. Является лауреатом многих международных конкурсов, в том числе конкурса пианистов имени Дж. Бахауэр в Солт-Лейк-Сити (США, 2014), конкурсов имени С. Станчича в Загребе (Хорватия, 2011) и имени Л. ван Бетховена в Вене (Австрия, 2013). В 2016 году стал победителем Международного фортепианного конкурса в Сиднее (Австралия), где получил не только первую премию, но и несколько специальных призов. В разное время его учителями были Наталья Смирнова, Ольга Мечетина, профессора Валерий Кастельский, Лев Наумов. После окончания консерватории стал участником программы продвижения молодых исполнителей Московской филармонии «Звезды XXI века».

Смотрите так же