Титаны барокко, 9 марта 2023

О событии

Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750) и Георг Фридрих Гендель (1685 – 1759) были современники, соотечественники и гении. Родившись в один год в восьмидесяти милях друг от друга — Гендель в Галле, а Бах в Айзенахе – со временем они параллельно создавали свои звуковые миры, с удовольствием узнавали новости друг о друге, но так ни разу и не встретились. Когда Баха не стало, его наследие оказалось забытым на долгие 150 лет. Когда Генделя не стало – о нем еще долго помнили, но потом начисто забыли, — именно потому, что «заново открыли» Баха. Случилось это в 1840-е годы XIX века.

Прекрасно владея многими инструментами, и Бах и Гендель, в первую очередь, превосходно играли на органе. При их жизни это был не только церковный инструмент, но инструмент, предназначенный и для светской музыки. Так вышло, что Бах, зенитную часть жизни служивший кантором церкви Св. Фомы в Лейпциге, в наши дни ассоциируется с «церковной музыкой», а Гендель, который колесил по свету, – с музыкой оперной.

Но предлагаемая программа неожиданно фокусирует ракурс двух титанов барокко, отталкиваясь не от их различия, а наоборот, опираясь на нечто общее между ними. Действительно, если светский композитор Гендель, снискавший славу и в Европе, и в Англии, писал концерты для органа, а протестантский кантор Бах в своих ораториях использовал оперные «арии», творческого родства между ними было гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Тем более, что слух вас все равно не обманет: буквально в каждом сочинении вы моментально узнаете, кого из этих двух гениев исполняют музыканты.

Программа:
И. С. Бах — Токката и фуга ре минор, BWV 565
Г. Ф. Гендель — Трио-соната для двух скрипок и группы континуо.
И. С. Бах — Ария «Из любви желает мой Исус умереть…» (Aus liebe) из оратории «Страсти по Матфею»
Г. Ф. Гендель — Концерт для органа соль-мажор, ор.4 №1 Larghetto e staccato – Allegro – Adagio — Andante
Г. Ф. Гендель – «Ликуй от радости, дочерь Сиона…» (Rejoice greatly…) из оратории «Мессия»
Г. Ф. Гендель – «Как пастырь Он будет пасти стадо Свое» (Нe shall feed his flock like a shepherd) из оратории «Мессия»
И. С. Бах — Трио-соната для флейты, скрипки и группы континуо из «Музыкального приношения»
И. С. Бах — Ария «Будь милостив мой Бог» (Erbarme Dich) из оратории «Страсти по Матфею»

Исполнители:
Фёдор СТРОГАНОВ (орган)
Заслуженная артистка России Яна ИВАНИЛОВА (сопрано)
Государственный ансамбль солистов «ОРФАРИОН»:
Художественный руководитель Заслуженный артист России Олег ХУДЯКОВ
Ольга ЧЕРНОГОРОВА (скрипка)
Татьяна ЧИБИСОВА (скрипка)
Александра АНИКАНОВА (альт)
Дмитрий ЛИХАЧЁВ (виолончель)
Дарья ВОЛОБУЕВА (клавесин)
Олег БОЙКО (лютня)

Организатор мероприятия: ГБУК г. Москвы «Москонцерт» ИНН/ОГРН: 7714008061/1027739484002 Юридический адрес: 125040, г. Москва, Ленинградский просп., д. 30, стр. 2

Смотрите так же