Summer Fest в Кафедральном. Моцарт и Сальери. Орган, рояль, контртенор, 2 августа 2024

О событии

Моцарт и Сальери... Эти два имени, произнесённые или написанные в таком порядке, вызывают, скорее, не возвышенные музыкальные, а драматические литературные ассоциации. Благодаря гению Александра Сергеевича Пушкина (а ещё несомненному таланту драматурга Питера Шеффера и режиссёра Милоша Формана) мы готовы с лёгкостью распределить роли "Гений" и "Злодейство".

Однако, в глазах Вены второй половины XVIII века, Антонио Сальери - старший коллега Моцарта по музыкальному цеху, знаменитый и признанный всеми, в том числе и Вольфгангом Амадеем Моцартом, композитор, дирижёр, педагог. Для одарённого итальянца, приехавшего в Австрию в возрасте 16 лет, Вена быстро стала вторым домом. Здесь его ждал большой профессиональный и карьерный успех, здесь он прославился как лучший в Европе педагог, здесь при его деятельном участии была открыта первая венская консерватория.

Его ученик Франц Шуберт напишет в честь Сальери кантату, где назовёт учителя "лучшим, добрейшим, славным, мудрейшим", а Людвиг ван Бетховен уже зрелым мастером попросит любимого учителя о помощи при создании своей единственной оперы.

Оперы же самого Антонио Сальери, убеждённого последователя композитора-рефоматора К-В.Глюка, были крайне популярны и выдерживали многочисленные постановки в главных европейских столицах. "Музыка Сальери как всегда прекрасна - на том же уровне, что и у Моцарта...Если бы я мог написать одну такую оперу, это стало бы успехом всей моей жизни!",- отмечал Эрнест Теодор Гофман, который, будучи преданным почитателем Моцарта, даже добавил к своему имени моцартовское "Амадей".

Злой же слух, родившийся через 30 лет после кончины Моцарта, не только омрачил последние годы Сальери, но и, вероятно, повлиял на посмертную судьбу его сочинений.
Сегодня значение творческого наследия Антонио Сальери никем более не оспаривается. Божественная музыка двух подлинных "сыновей гармонии", Моцарта и Сальери, звучит этим вечером в уникальной атмосфере старинного собора.

Исполнители:
Ольга Кемова—Орган
Рустам Яваев—Контртенор / Приглашенный солист Большого театра России / Солист театра «Геликон-опера»
Елена Бельфор—Фортепиано

Композиторы:
Вольфганг Амадей Моцарт
Антонио Сальери

Продолжительность: 1 час 15 минут

Смотрите так же