Шедевры барокко. Вивальди. Бах. Гендель, 6 декабря 2022

О событии

А.ВИВАЛЬДИ. «ВРЕМЕНА ГОДА»

Музыка эпохи барокко сейчас переживает «второе рождение». Во всем мире создаются барочные ансамбли, музыканты активно осваивают инструменты той эпохи.

Приглашаем вас в Соборную палату Епархиального дома, где в исполнении московского камерного оркестра Tchaikovsky Orchestra прозвучат оркестровые сочинения трех гениев эпохи барокко — Антонио Вивальди, Георга Фридриха Генделя и Иоганна Себастьяна Баха.

В программе концерта легендарный цикл концертов великого композитора – «Времена года» Антонио Вивальди.

Программа концерта:
I отделение
А Г.Ф.Гендель.
Концерт для альта с оркестром h moll
И.С.Бах.
Сюита для оркестра g moll
II отделение
А.Вивальди. Цикл концертов "Времена года":
ВЕСНА. 1 Пришла весна 2 Спящий пастух 3 Деревенский танец
ЛЕТО. 1 Жара. Кукушка. Горлинка. Зефир. Борей. Жалоба крестьянина 2 Летняя страда 3 Летняя гроза.
ОСЕНЬ. 1 Танец и песня крестьянских парней 2 Спящие пьяницы 3 Охота.
ЗИМА. 1 Сильный ветер 2 У камина 3 Прогулка по льду

Исполнители:
Московский камерный оркестр Tchaikovsky Orchestra
Художественный руководитель и дирижер - Сергей ЛУРАН
Солисты:
Ирина Писарева (скрипка)
Ксения Харитонова (альт)

Тема времен года не раз воплощалась в музыкальном искусстве. Существует более 10 версий этой темы, к ней обращались Йозеф Гайдн, Александр Глазунов, Астор Пьяццолла, Джон Кейдж, Владимир Мартынов и другие композиторы. Но самым первым воплощением, ныне превосходящим по популярности все иные версии, являются «Времена года» Вивальди — четыре концерта для оркестра и солирующей скрипки, написанные им в 1723 году. Вивальди написал свыше 500 концертов, но именно этот цикл достиг поистине мировой популярности.

В оригинале он называется «Le quattro staggioni» (Четыре времени года), его основная тема — красота и изменчивость природы, а также бытовые зарисовки. Каждый концерт посвящён одному времени года и состоит из трёх частей, соответствующих месяцу года, крайние из которых написаны в быстром темпе, а средняя — в медленном. Композитор предпослал каждому концерту сонет и дал названия частям, которые помогают раскрыть их содержание.

Концерт для альта с оркестром си минор Генделя был впервые опубликован известным альтистом, композитором и музыковедом Анри Густавом Казадесюзом (1879–1947), одним из основателей движения музыкального аутентизма во Франции. Некоторые исследователи высказывают мнение, что Концерт на самом деле был написан самим Казадезюсом — тем более, что за ним числятся подобные стилизации, например, Сюита для струнного оркестра в стиле К.Ф.Э. Баха.

Общее строение трехчастного цикла и его тематизм выдержаны в стиле Генделя и его современников. Но инструментовка и приемы развития в Концерте скорее напоминают стиль венских классиков. Тем не менее, яркая и драматичная музыка Концерта, украшающая репертуар современных альтистов, по-прежнему исполняется и записывается как сочинение Генделя.

Такие же сомнения в авторстве существуют и в отношении Оркестровой сюиты И.С. Баха соль минор, несмотря на включение ее в список сочинений Баха Bach-Werke-Verzeichnis (BWV) под номером 1070. Современные публикации сюиты происходят из собрания рукописей, подготовленных Кристианом Фридрихом Пензелем, одним из последних учеников И.С. Баха, в 1753 году. Впервые сюита была опубликована Bach Gesellschaft в 1897 году. Однако, современные музыковеды считают, что сюита ближе к музыкальному стилю одного из сыновей Баха — Вильгельма Фридемана.

Американский музыковед Дэвид Шуленберг, опубликовавший подробное исследование в 2010 году, полагает, что В.Ф. Бах является «наиболее вероятным кандидатом» среди возможных авторов сюиты, ссылаясь на тесные отношения Вильгельма Фридемана с Пензелем. Сюита состоит из пяти частей (увертюра и несколько танцев) и по структуре напоминает французские сюиты.

Продолжительность: 2 отделения по 40 минут

Организатор мероприятия: ООО КА "ГРАНД МЮЗИКА" ИНН/ОГРН: 7727491795/1227700230757 Юридический адрес: 117420, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 45, к.1, кв.19

Смотрите так же