Шахерезада
Одноактный балет на сюжет сказки из «Тысяча и одной ночи» «О царе Шахриаре и его брате», повествующей о красноречии царевны Шахерезады, освободившей от смерти молодых жён Шахрияра. Балет поставил Михаил Фокин на музыку симфонической сюиты Николая Андреевича Римского-Корсакова «Шехеразада».
Премьера состоялась 4 июня 1910 года в Гранд-опера, создан спектакль был в «Русских сезонах» Сергея Дягилева.
Мелодичные и певучие восточные темы Римского-Корсакова проходят через весь балет. В музыке слышится шум морского прибоя, весёлый праздник в Багдаде и свободно льющаяся, словно сам рассказ Шехеразады, мелодия.
Шопениана
Бессюжетный одноактный балет, основу которого составляют так называемые воздушные танцы, исполняемые под аккомпанемент нежной мелодии. Такую хореографию ещё в 19 веке называлиballet blanc (белый балет). Этот термин ввёл французский поэт и критик романтической школы Теофиль Готье.
Балет отличается ещё и тем, что создан на музыку, как недоумевали многие, совершенно непредназначенную для балетной хореографии. Тем не менее, русский балетмейстер - экспериментатор Михаил Фокин поставил такой спектакль, выбрав для своего балета романтическую музыку Фредерика Шопена.
Половецкие пляски
Балетный фрагмент 2-го действия оперы «Князь Игорь» русского композитора А. П. Бородина.
Источником для либретто послужил памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», рассказывающий о неудачном походе князя Игоря против половцев. Для написания оперы Бородин познакомился с сохранившимся в Венгрии у потомков половцев половецким фольклором. По семейному преданию, род отца Александра Бородина, имеретинского князя Луки Гедеанова (Гедеванишвили), происходил из половецких князей, ассимилированных грузинам.
«Половецкие пляски» приобрели огромную популярность и стали одним из самых известных и узнаваемых в мире фрагментов русской классической музыки.