Петр Ильич Чайковский. Концерт №1, 11 февраля 2022

О событии

Чайковский. Концерт №1 и увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»

Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»
Художественный руководитель – Юрий Башмет
Дирижер – Денис Власенко
Солист — Константин Емельянов

Музыка Петра Ильича Чайковского сопровождает нас всю жизнь и никогда не устаревает. Сочинения, написанные полтора века назад, продолжают волновать современного слушателя так же, как это было при жизни композитора. Яркие эмоции, глубокие переживания, удивительный мелос, вырастающий из европейской романтической традиции и русского романса, безукоризненное владение формой — все это возносит наследие Чайковского на недосягаемую высоту. 11 февраля в Большом зале Московской консерватории прозвучат два шедевра композитора — его Первый фортепианный концерт и увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». На сцене один из лучших столичных коллективов — Симфонический оркестр «Новая Россия» под руководством Юрия Башмета. Солист — лауреат международных конкурсов Константин Емельянов, дирижер — Денис Власенко.

Чайковский написал три фортепианных концерта, но именно Первый стал одним из наиболее известных его сочинений. Написанный в 1874 году (композитор в то время преподавал в Московской консерватории), он был изначально посвящен старшему коллеге композитора — Николаю Рубинштейну, и был ориентирован на его блестящий пианизм. Однако, Рубинштейн обрушился на Концерт с критикой и посоветовал его полностью переписать. Петр Ильич ответил на это отказом и, по совету К. Клиндворта, отправил партитуру немецкому пианисту Гансу фон Бюлову, который с большим успехом исполнил Концерт в Бостоне осенью 1875 года. Справедливости ради, надо отметить, что позднее Чайковский все же внес в Концерт некоторые правки, а Рубинштейн изменил свою точку зрения и неоднократно исполнял это сочинение в качестве солиста.

Непреходящую популярность Первый концерт получил, по словам музыковеда Ю. Келдыша, «благодаря лирической воодушевленности музыки, удивительной сочности красок и щедрости мелодического изобретения, восходящего, с одной стороны, к славянской (русско-украинской) народной песенности, а с другой — к индивидуально окрашенной патетической романсной мелодике». Оркестр и солист выступают здесь на равных, «то противоборствуя и соревнуясь между собой, то поддерживая друг друга». Фортепианная партия, с одной стороны, наполнена крупной аккордовой и октавной техникой — как, например, во вступлении к первой части или в ее главной теме, а с другой стороны, содержит удивительные по своей проникновенности лирические эпизоды.

С 1958 года Первый концерт входит в обязательную программу финального тура Международного конкурса имени П.И. Чайковского (наряду со Вторым и Третьим концертами, которые исполняются на конкурсе крайне редко).

«Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте». Волнующий сюжет о любви двух юных сердец, принадлежавших к враждующим кланам Монтекки и Капулетти, привлекал к себе внимание многих композиторов. Одно из лучших сочинений на основе шекспировской трагедии принадлежит Чайковскому. Идею написать симфоническую увертюру-фантазию, в обобщенном виде передающую события «Ромео и Джульетты», подсказал композитору в 1869 году Милий Балакирев (ему это сочинение и посвящено). Суровый мир, в котором выросли герои пьесы, воинственные столкновения двух кланов, всепоглощающая Тема Любви — отчаянное стремление к истинному счастью, напряженная борьба и трагическая развязка — все это рассказано средствами оркестра и обретает почти видимые черты. Чайковский относил «Ромео и Джульетту» к своим лучшим сочинениям, несколько раз вносил в нее правки, а в годы своего мирового триумфа неоднократно ею дирижировал.

Константин Емельянов — российский пианист, выпускник Московской консерватории (классы профессоров А. Мндоянца, С. Доренского и Н. Луганского). Лауреат ряда престижных международных конкурсов, в том числе Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица (2012, Киев), Международного конкурса пианистов в Вероне (2017), Международного конкурса пианистов в Сучжоу (2017). Обладатель I премии и Приза зрительских симпатий на Международном конкурсе пианистов имени Ж.-Б. Виотти (2017, Италия). Победитель III Всероссийского музыкального конкурса (2018, Москва). Лауреат III премии XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского (2019, Москва). Артист YAMAHA с 2019 года. Ведет активную концертную деятельность в России и за рубежом.

Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» был создан в 1990 году. В 2002 году за дирижерский пульт встал Юрий Башмет, открывший качественно новую страницу в истории коллектива. С оркестром сотрудничают прославленные дирижеры и исполнители, среди которых Валерий Гергиев, Александр Лазарев, Саулюс Сондецкис, Дэвид Стерн, Теодор Курентзис, Владимир Ашкенази, Андрес Мустонен, Максим Венгеров, Анна Нетребко и др. С 2002 года оркестр дал более 650 концертов в России и за рубежом. Оркестр ежегодно участвует в Зимнем музыкальном фестивале Юрия Башмета в Сочи, Фестивале Мстислава Ростроповича, Московском Пасхальном фестивале, международных фестивалях Юрия Башмета в Ярославле и Минске.

Денис Власенко — один из самых ярких российских дирижеров молодого поколения, выпускник Академии хорового искусства имени В. С. Попова, Московской и Санкт-Петербургской консерваторий. С 2010 года — дирижер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета. Неоднократно выступал с такими солистами как Анна Нетребко, Юрий Башмет, Вадим Репин, Денис Мацуев, Александр Рудин, Мария Гулегина, Николай Луганский и др. Сотрудничал со многими российскими и зарубежными коллективами. Вместе с оркестром «Новая Россия» записал музыку для церемонии Открытия и Закрытия Зимней Олимпиады в Сочи–2014. В сезоне 2016–2017 был главным дирижером 4-го сезона телепроекта «Большая опера» на телеканале Культура.

Организатор мероприятия: ООО «Арт-Брэнд» ИНН/ОГРН: 7728617465/5077746554122 Юридический адрес: 117588, г. Москва, ул. Тарусская, д. 4, кв. 177

Смотрите так же