Национальный филармонический оркестр России
Дирижёр — Алексей Верещагин
Даниил Крамер, фортепиано
Олег Аккуратов, фортепиано
Свой первый и единственный фортепианный концерт Джордж Гершвин начал писать летом 1925 года. Наброски произведения изначально были названы композитором «Нью-Йоркским концертом», но позднее автор дал рукописи более традиционное и привычное название – «Концерт для фортепиано с оркестром фа мажор».
Премьера состоялась 3 декабря 1925 года в Карнеги-Холл. Интересно, что в программу вместе с концертом вошла также и Пятая симфония Глазунова. Публика встретила новое произведение Гершвина восторженно, благодаря автора продолжительными овациями. Однако отзывы критиков были противоречивы: некоторые не признавали новаторства сочинения.
Фортепианный концерт последовал сразу за популярной «Рапсодией в стиле блюз». Как признавался сам Гершвин, музыка концерта написана в «сонатной форме, но…». За этим «но» кроется богатство оркестровой звучности, синтез джазовых ритмов и классического концерта, виртуозно-романтический блеск и импровизационность развития, контрастные ладовые переходы.
Многие темы первой части концерта основаны на популярной в той время танцевальной музыке чарльстона. Вторая часть представляет собой лирический центр произведения, переходящий в яркий, наполненный синкопированными джазовыми ритмами финал.
Произведение быстро приобрело популярность и зазвучало во многих концертных залах Америки и Европы. В 1969 году в Вене в постановке Алана Джонсона состоялась премьера балета на музыку концерта. В настоящее время Концерт фа мажор для фортепиано с оркестром Гершвина принадлежит к числу самых исполняемых фортепианных концертов не только в Америке, но и во всём мире.
Второе отделение концерта откроет Сюита для фортепиано с оркестром Александра Цфасмана. Александр Цфасман – выдающийся советский пианист и композитор, имя которого связано с историей русского джаза. Цфасман создал и руководил несколькими джазовыми коллективами, писал симфоническую музыку и музыку к кинофильмам.
На протяжении своей творческой жизни Цфасман сумел выработать уникальный и неповторимый стиль, а его произведения полны джазовых ритмов и интонаций.
В завершении концерта прозвучат сюиты из трёх балетов Дмитрия Шостаковича. Балеты «Болт» и «Золотой век» долгое время не исполнялись на театральной сцене, и только благодаря сюитам музыка Шостаковича продолжала звучать на различных концертных площадках.