Художественный руководитель – Николай Попов
Российская премьера произведения Якопо Бабони Скилинджи Scarlet K141
Lessons of Anatomy. Book of Harpsichord Пьеpа Жодловски – музыкальный анатомический театр. Музыканты часто говорят, что инструменты кажутся им живыми, но редко делают из этой мысли настолько далеко идущие выводы. Жодловски относится к жизни клавесина без священного трепета. Инструмент получает шрамы и повреждения, его органы отказывают, он отправляется в больницу и вступает в борьбу за выздоровление с непредсказуемым итогом. Что будет с ним дальше? Комy он пpинадлежал? Веpно ли, что тебе по-настоящемy пpинадлежит только то, что ты можешь уничтожить? Если да, то сочинение в аpтистической фоpме pеализyет пpаво собственности, котоpое оказывается весьма pазpyшительной силой.
Николай Попов в пьесе Born for Life видит в клавесине изощрённый механизм, шедевр инженерного искусства. В паре с ним выступает другой механизм – автомобильный мотор, на звуках которого основана партия электроники (сочинение было написано для клавесина князя Волконского, отреставрированного на деньги автомобильной компании Exeed). Импульсивная музыка Born To Life напоминает роботизированное барочное танго. К концу она проясняется, и сквозь очертания сложных звуковых текстур проступают контуры первоэлементов – двух машин, через столетия вступающих в диалог между собой.
Пьеса Scarlet K141 Якопо Бабони вдохновлена клавесинными сонатами XVIII века. Отсылки к ним сочетаются в ней с музыкальным минимализмом и кинематографическим саунд-дизайном. Композитор Бабони знаменит тем, что записывает ноты своих сочинений не на бумаге и не в компьютере, а на телах специально приглашённых моделей. Его рабочий кабинет – арт-студия, где музыка рождается в ходе многочасовых сеансов телесной каллиграфии, вдохновлённой фильмом Питера Гринуэя «Записки y изголовья». Целью своего творчества Бабони называет гедонизм; он старается сделать свои сочинения удобными для исполнителей, а их звучание – приятным для слушателей.
Tierkreis («Зодиак») – одно из самых популярных сочинений Карлхайнца Штокхаузена, классика авангарда, автора сложнейших партитур, полных образцовой математической магии. В «Зодиаке» он резко упрощает стиль, сочиняя простые мелодии с оттенком наивности, космические джазовые стандарты, народные песни инопланетян с Сириуса. Музыка «Зодиака» говорит о всеобщей гармонии и космическом порядке: каждому созвездию здесь соответствует своя планета, свой музыкальный темп и своя нота в гамме. В концерте «Зодиак» прозвучит в аранжировке Николая Попова, который вносит в музыку Штокхаузена несколько новых степеней свободы, фактически становясь её соавтором.
В сочинении Smart-alienation Игоря Силвы электроника, видеоарт и необычные приёмы игры на инструментах сплавляются в психоделическую фантасмагорию. Ритмично пульсирующие цифровые шумы образуют хаотичные звуковые структуры, которые распадаются, чтобы через секунду собраться в новые комбинации. Эта музыка рассказывает о перегруженном медийном сознании современного человека, который окружает себя умными приборами и превращает их в инструменты взаимного отчуждения.
Программа
Программа
Пьер Жодловски
Lessons of anatomy. Book of Harpsichord для клавесина, электроники и видео
Николай Попов
Born for Life для клавесина, ансамбля и электроники
Якопо Бабони Скилинджи
Scarlet K141 для клавесина и live электроники
Российская премьера
Карлхайнц Штокхаузен
«Знаки зодиака»
Версия для ансамбля и электроники Н. Попова
Игорь С. Силва
Smart-alienation для ансамбля, электроники и видео
В программе возможны изменения
Продолжительность: концерт в одном отделении, 75 минут