Musica Tempora. «Объединенные вкусы», 2 февраля 2023

О событии

Исполнители:
Ансамбль Musica Tempora составе:
Алиса Тен - сопрано
Ирина Рабчевская, Татьяна Федякова - барочная скрипка
Ульяна Живицкая, Екатерина Дрязжина - траверсфлейты
Сергей Полтавский - виолад'амур
Руст Позюмский - Виола да гамба
Ася Гречищева - теорба
Дарья Борковская - клавесин

В середине XVIII столетия, в силу значительной стилистической разницы, возникли споры о преимуществах французской и итальянской музыки. Различия касались как формообразующих принципов, так и особенностей исполнительской техники.
Слияние обоих стилей поначалу считалось невозможным, однако, впоследствии, многие европейские композиторы пытались объединить черты обоих стилей в своих сочинениях.
Так, Франсуа Куперен, придворный композитор и клавесинист, один из первых попытался воплотить в своих программных инструментальных циклах("Апофеоз Люлли" и "Апофеоз Корелли") идею взаимодействия и слияния французского и итальянского стилей, обратившись к знаменитым именам того времени - Жана Батииста Люлли и Арканджело Корелли. Интересно, что демонстрируя характерные особенности обоих стилей, Франсуа Куперен обращает внимание даже на такие детали, как нотная запись и выбор ключей на нотоносце. В одной из частей цикла - "Апофеоза Люлли", трио-сонате " Мир на Парнасе" автор демонстрирует слияние двух стилей, записывая одну из строчек солирующего инструмента в старофранцузском ключе, другую - в итальянском.
Куперен пишет свои камерные трио- сонаты под "покровительством" имени Корелли, инструментальные сонаты и концерты которого вызвали огромный резонанс в Европе. По словам Себастьяна Броссара... " в Париже все композиторы, как сумасшедшие, пишут сонаты в итальянской манере." Франсуа Куперен один из первых, следуя итальянской традиции используют характерные черты четырех частной формы сонат da chiesa в своих инструментальных "Новых концертах" ("Les nouveaux concerts"), изданных под названием "Обьединенные вкусы" ("Les Gouts reunis").
Композиторы Германии и Австрии также испытали влияние итальянского и французского стилей, что привело к удивительным творческим открытиям. Георг Муффат учился в Париже у Люлли, а в Риме у Паскуини. В Риме Муффат знакомится с Арканджелло Корелли и его творчеством. Здесь он впервые слышит Concerto Grosso Корелли, и, вдохновившись идеями, решает сочинить свой инструментальный опус в этом жанре. Так появился цикл оркестровых сонат "Armonico tributo" (1682).в котором Муффат соединяет французскую инструментальную сюиту и итальянский концерт.
Ученик Жана Батиста Люлли, Георг Муффат - яркий представитель эпохи барокко со своим неповторимым стилем, в своей музыке он явил миру смесь итальянской, немецкой и французской музыкальной школ, это очень интересная музыка в блестящем исполнении 4 различных ансамблей. История этого опуса "Кончерто гроссо" (на самом деле сонат) такова, Муффат был в Риме у Корелли в гостях, там он услышал первые версии Кончерто гроссо Корелли, вдохновившись масштабом он решает сочинить свои кончерти гросси, что ему и удаётся, притом , в отличии от Корелли он не откладывал опус в долгий ящик и издал его, опередив именитого римлянина на многие годы и успев издать ещё один опус (расширенный) концертов на основе этого.

"В том же 1682 году было опубликовано «Гармоническое приношение» (Armonico tributo) Муффата — сборник итальянских concerti grossi.

Одним из первых авторов "смешанного стиля" в Северной Германи XVIII векa стал Георг Филипп Телеманн.« В смешанном вкусе - варварская красота, французское очарование и итальянский блеск в музыке Телемана».- писал Берни.
Одним из ярчайших примеров такого "смешанного вкуса" в творчестве Телемана является цикл из 6 квартетов. Этот сборник был издан в Гамбурге в 1730 году и посвящен флейтовому виртуозу Иоахиму Эразму фон Молдениту. Несколько лет спустя, в течение 1736-37 годов, эти Гамбургские сочинения были перепечатаны в Париже известным музыкальным издателем Шарлем-Николя Ле Клерком уже с французским названием Six Quatuors.
Сборник составляют " смешанные" жанры-два концерта, две сюиты и две сонаты.На титульном листе обозначены четыре солирующих инструмента, составивших квартет инструментов: скрипка, флейта, виола да гамба и виолончель. В таком нестандартном сочетание басовых инструментов, виолы, как олицетворения французского искусства и виолончели, связанной с итальянской традицией, Телеман демонстрирует воссоединение двух стилей.

Программа концерта:

Франсуа Куперен Великий (1668-1733)
Соната "Мир на Парнасе" g-moll из цикла "Апофеоз Люлли"
для двух скрипок или флейты и скрипки и basso continuo.
"Апофеоз Корелли"для двух скрипок или флейты и скрипки и basso continuo.

Жан Пьер Гиньон (1702-1774)
Трио-соната ор.4,no.2 D-dur

Георг Муффат (1653-1704)
Пассакалии для клавесина g-moll
Соната g-moll из сборника "Armonico Tributo"
(Переложение для флейты, скрипки, виол и basso continuo)
Соната для скрипки и basso continuo,D-dur

Георг Филипп Телеман (1681-1767)
Концерт для флейты, скрипки, виолы да гамба, виолончели и basso continuo
Из цикла "Шесть новых квартетов,"TVW 43,D,-dur

Луи Николя Клерамбо (1676-1749)
Арии из кантаты "Apollon"

Жан Филипп Рамо 1683-1764
Арии из оперы "Platée"
"Soleil, fuis de ces lieux"
"Tu chantois, et tu lire"

Жан Фери Ребель (1666-1747)
Tombeau de Mr. Lully для двух скрипок и basso continuo

Организатор мероприятия: ООО «Галерея Нико» ИНН/ОГРН: 7703402242/- Юридический адрес: 123557, г. Москва, Большой Тишинский пер., д. 19

Смотрите так же