Малер. Симфония №9. Новосибирский симфонический оркестр, 28 февраля 2023

О событии

Дирижёр – Димитрис Ботинис

Новый авторский цикл Зала Зарядье #малер позволит зрителям в течение одного концертного сезона услышать все симфонии этого величайшего симфониста. Каждую симфонию будет исполнять один из лучших столичных или региональных оркестров. Важно, что ни один коллектив и дирижёр в цикле не повторяется.

Каждый концерт предваряет лекция о произведении, культурном контексте и времени, в которое оно было написано.

Девятая симфония – последняя завершённая симфония Малера – создавалась летом 1908 и 1909 годов. Приступая к работе, композитор испытывал суеверный страх, ведь для Бетховена и Брукнера их Девятая стала последней. «Она идёт тоже в Ре! и меньше всего – в мажоре», – вспоминали слова композитора о Девятой симфонии Бетховена современники.
Малер так и не решился присвоить своей симфонии «проклятый» номер, назвав её «Песнь о Земле». Можно сказать, что это была попытка смертельно больного гения обмануть судьбу. Но, увы, следующая (десятая по счёту) симфония, ставшая официально Девятой, сыграла свою роковую роль. Десятую он окончить не успел. Малер скончался 18 мая 1911 года.

В Девятой симфонии четыре части, но её структура далека от классических канонов. Вопреки традиции, первая часть и финал – медленные, а драматическим центром является не первая часть (и даже не финал), а третья. О первой части композитор Альбан Берг писал, что это – «лучшее, что написал Малер. Это – выражение неслыханной любви к земле, страстное желание жить на ней в мире, ещё и ещё раз до глубочайшей глубины насладиться ею, природой – пока не придёт смерть. Ибо она неудержимо приближается».

Премьера симфонии состоялась уже после смерти композитора, 26 июня 1912 года в Вене под управлением его ученика, дирижёра Бруно Вальтера. «Мир лежал перед ним в мягком свете прощания», – вспоминал о последних годах жизни композитора дирижёр.

Новосибирский академический симфонический оркестр давно завоевал известность за пределами Сибири, стал культурным достоянием не только Новосибирска, сибирского региона, но и России в целом. Оркестр прошел большой творческий путь и, по многочисленным отзывам выдающихся музыкантов, критиков и публики как в стране, так и за рубежом, сумел завоевать лидирующее место в иерархии симфонических оркестров России. Согласно составленному экспертами рейтингу, опубликованному в национальной газете «Музыкальное обозрение», № 12, 2012 год, Новосибирский симфонический оркестр назван в числе топ-коллективов России и включён в первую группу наряду с лучшими оркестрами Москвы и Санкт-Петербурга.

Коллектив, созданный в 1956 г. народным артистом СССР, профессором Арнольдом Кацем и руководимый им до его кончины в январе 2007, в 1982 получил звание «Академический», побывал в больших и малых городах СНГ, неоднократно участвовал в международных музыкальных фестивалях, в том числе: «Русская зима», «Рождественские вечера» (Москва), «Белые ночи» (Ленинград), фестиваль русской музыки в Вене, «Мартовские дни» (Болгария), фестиваль музыки Бернстайна (Новосибирск, Ленинград, Москва), фестиваль слушания «Ухо» (Эрланген, Германия), фестиваль классической музыки (Канны, Франция), Дрезденский музыкальный фестиваль, Дни Иберийской музыки (Испания), Фестиваль фортепианного искусства (Франция), Фестиваль В. Спивакова (Кольмар) и др.

Смотрите так же