Классика советской эпохи. Прокофьев, Черепнин, Метнер, 5 мая 2024

О событии

Олег Бугаев (виолончель)
Евгений Стародубцев (фортепиано)

Концерт ведёт - Инна Василиади

Три выдающихся имени – Николай Метнер, Сергей Прокофьев и Александр Черепнин – почти никогда не встречаются в одной программе. Да и классиком в привычном смысле слова из них стал только Прокофьев. Имея разную степень неблизости к понятию «советской эпохи», тем не менее все трое парадоксальным образом характеризуют самый ранний и потому самый благополучный этап ее становления. «Предреволюционный» - самое точное слово для обозначения этапа, не буквально, но творчески воспитавшего всех троих перед тем, как разметать их по миру.

Прокофьев с 1919 по 1934-35 гг. жил в Европе и Америке, Черепнин после революции метнулся в Тифлис, оттуда в Париж, оттуда в Китай и Америку. Метнер – во Францию, оттуда в Великобританию, тем временем как Прокофьев уже решил вернуться в Россию. Но что сделало их заметными еще тогда, в последние годы перед революцией? И тут начинают работать неочевидные и удивительные факты. Например, Николай Метнер – потомок обрусевших скандинавов и немцев сочинял замечательные русские сонаты для фортепиано, наследуя сразу двум кумирам своей юности – Скрябину и Рахманинову. Сергей Прокофьев усмирял юношеское бунтарство постигаемым в Европе под руководством Дягилева стилем «модерн». А Александр Черепнин, вполне удовлетворенный успехами своего отца-композитора Николая Черепнина, сотрудничавшего с тем же Дягилевым, просто становился «человеком мира»: поучившись в Париже, сам стал учить в Шанхае, где возглавил консерваторию, а после и вовсе уехал в Америку, сочиняя там иногда музыку для Голливуда.

Программа:
1 отделение
Н. Метнер
- Соната для фортепиано ля минор (“Военная”), ор.30 (1915)
Allegro risoluto – Allegro molto
С. Прокофьев
– Соната для виолончели с фортепиано до мажор, ор.119 (1949)
Andante grave
Moderato
Allegro ma non troppo
2 отделение
Н. Метнер
- Две пьесы из фортепианного цикла «Забытые мотивы», ор. 38 (1919-1922)
Праздничный танец
Канцона-серенада
А. Черепнин
- Песни и танцы для виолончели и фортепиано, ор.84 (1953)
Грузинская песня
Татарский танец
Русская песня
Казахский танец

Продолжительность: 1 час 30 минут, с антрактом

Смотрите так же