Играем барокко, 13 мая 2023

О событии

Эпоха барокко считается уникальным и беспрецедентным явлением в истории музыки: никогда ранее этот вид искусства не развивался более стремительно и необратимо. Из достояния церкви эпоха барокко превратила музыку в достояние дворцовых залов и повсеместно возникавших «частных сцен». Из искусства «во славу Божию» — т.е. эзотерического, эпоха барокко перевела музыку в разряд адресованного людям разных сословий профессионального искусства. Наконец, именно эпоха барокко наделила музыку невероятным эмоциональным содержанием. — На языке того времени это называлось «культура аффектов».

Со времен знаменитого «Шторма» Вивальди с музыкальной живописью разбушевавшейся стихии, капитал эмоций в музыке прирастал от автора к автору. Если весь ораториальный Бах был чем-то вроде «фабрики христианских эмоций», то весь оперный Гендель был подобен уже целому «заводу эмоций светских». Эти авторы, как и многие современные им, возносили искусство эпохи барокко не только на интеллектуальную и эстетическую высоту, но придавали ему «революционность», а благодаря использованию многих народных жанров – еще и оттенок социальной справедливости.

В вивальдиевской Сонате «Фолия» зашифровано название народного танца. «Чакона» Мерулы адресует к танцу, из народной практики перешедшему в разряд придворных. В известнейшей арии «Erbarme dich» («Сжалься») из оратории Баха «Страсти по Матфею» использованы слова протестантской молитвы, которые протестантизм «отбирал» из самых популярных народных текстов. И даже наиболее «академические» жанры, которые вошли в программу концерта, «если их хорошенько поскрести» обнажат свои «народно-прикладные» корни.

Программа:
И. С. Бах
– Прелюдия и фуга до мажор. Хорошо темперированный клавир, том I
А. Вивальди
– Соната № 12 («Folia»)
И. С. Бах
– Ария «Erbarme dich» из оратории «Страсти по Матфею»
А. Вивальди
– Ария Альта из оперы «Агриппо»
Ф. Джеминиани
– Соната ля мажор
Г. Ф. Гендель
– Соната ре мажор (часть 4), XWV 371
И. С. Бах
– Ария баса «Quia fecit mihi magna…» («Magnificat» BWV 243)
А. Вивальди
– Ария Калиффо из оперы «Армида в египетском лагере»
Г. Ф. Телеман
– Фантазия № 1 ля мажор (из 12 фантазий для флейты соло)
Л. Боккерини
– Соната соль мажор для скрипки и виолончели
Т. Мерула
– Чакона (L`Alberta)
А. Вивальди
– Ария Клистена из оперы «Олимпиада»
Г. Ф. Гендель
– Ария Варо из оперы «Эций»
А.Вивальди
– Ария Юдифи из оратории «Торжествующая Юдифь»
И. С. Бах
– Ария «Got hatt alles…»

Исполнители:
Елена Лопухина (меццо-сопрано)
Илья Ушуллу (бас)
Юлия Покровская (скрипка)
Олег Бугаев (виолончель)
Дмитрий Каргин (флейта)
Федор Строганов (клавесин)

Фото и видео
08.06-1.JPG08.06-2.jpg
Организатор мероприятия: ГБУК г. Москвы «Москонцерт» ИНН/ОГРН: 7714008061/1027739484002 Юридический адрес: 125040, г. Москва, Ленинградский просп., д. 30, стр. 2