Имя Филиппа Чижевского хорошо знакомо каждому, кто интересуется музыкальной жизнью столицы и следит за интересными и значимыми постановками современности. Дирижер, получивший в 2019 году «Золотую Маску» за «Триумф Времени и Бесчувствия», известен точностью и вместе с тем оригинальностью исполнения музыкальных произведений. По мнению критиков, Филиппу Чижевскому и его ансамблю удается переосмыслить музыку барокко, каждый раз демонстрируя чистоту настоящих старинных инструментов, легкость звучания и смелость музыкальной интерпретации.
Чижевский окончил Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского по специальностям «хоровое дирижирование» и «оперно-симфоническое дирижирование». В 2008 году совместно с Марией Грилихес основал ансамбль Questa Musica, с которым принял участие во многих крупных проектах в России и за рубежом. Чижевский сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными оркестрами, с 2014 г. — приглашенный дирижер Большого театра.
Questa Musica — один из ярчайших российских коллективов, в состав которого входят молодые одарённые инструменталисты и певцы. Основанный в 2008 году, ансамбль стал известен благодаря высокой культуре звука, безупречной стилистической манере и постоянному поиску актуального звучания. Среди крупных проектов Questa Musica постановка оперы Г. Пёрселла «Дидона и Эней» (режиссер А.Хасанов), «Истории солдата» И.Стравинского (режиссер О.Глушков), исполнение оратории «Мессия» Г. Ф. Генделя, симфоний и «Реквиема» Моцарта на исторических инструментах. Совместно с ансамблем ударных инструментов Марка Пекарского была исполнена «Свадебка» И.Стравинского. В 2017 году солисты Questa Musica участвовали в мировой премьере спектакля Б. Юхананова и Д. Курляндского «Октавия». Художественный руководитель и дирижер — Филипп Чижевский.
В первом отделении концерта 25 июня в 19:00 в Большом зале консерватории прозвучат песни знаменитого английского лютниста, Джона Доуленда, а также антемы Пёрселла и «гимн Деве Марии» Бриттена.
Джон Доуленд - средневековая звезда, «Элвис Пресли» или «Майкл Джексон» XVI века. Ему удалось кардинально изменить характер британской «поп-музыки» на долгие века вперёд. Лютнист буквально впитывал идеи и модные тенденции, использую их в своей лирике. Он не стеснялся активно обращается к культуре своего времени: ее повседневности, страстям и «трендам», главным из которых был - одержимость английского общества «меланхолией».
Вместе с этим, Доуленд писал музыку, рассчитанную на массовую аудиторию, поэтому его творчество было дико популярным, а некоторые из песен переиздавалась аж четыре раза в конце 1500-х и начале 1600-х годов.
«Песни Доуленда оказывали большое влияние на публику» – говорит Пьер Уард – «и помогли превратить английский язык в "европейский"». Лютнист и его лютня двигали музыку вперед, более чем кто-либо.
В XX веке, такие композиторы как Бенджамин Бриттен и Пэрри Грейнджер писали каверы на песни Доуленда, а «The Dowland Project» изящно смешивает лютневые мотивы «средневековой поп-звезды» с современным джазом. В 2006 году Стинг выпустил целый альбом с каверами на песни Доуленда.
Во втором отделение прозвучит Симфония No 45 «Прощальная», Йозеф Гайдн
Ансамбль Questa Musica
Дирижёр - ФИЛИПП ЧИЖЕВСКИЙ