700 лет органной музыки, 9 января

    Идёт поиск билетов на других сайтах

    О событии

    Титулярный органист Папской базилики Св. Михаила в Мадриде Даниэль Сальвадор — орган (Испания)

    Прожить семь столетий за полтора часа? Испанский органист Даниэль Сальвадор изобрел самую настоящую машину времени: в его программе можно услышать, как менялся музыкальный мир и сам орган на протяжении семи столетий. Даниэль собрал в одном концерте уникальную коллекцию сочинений — от анонимных пьес из рукописей XIV века до самого исполняемого композитора современности Арво Пярта.

    Рассказ начнется в средневековых Англии и Германии с музыки из старинных кодексов — в них сохранились самые ранние пьесы для органа, а продолжится он в Испании музыкой крупнейшего органиста и композитора эпохи Возрождения Антонио де Кабесона (наставника короля Филиппа II) и самобытной органной музыкой Польши. Мостик от Возрождения к барокко перекидывает великий нидерландский мастер Ян Питерсзон Свелинк, которого называли «Амстердамским Орфеем».

    Приятные сюрпризы ждут любителей барочной культуры. Помимо Баха, Сальвадор предлагает вспомнить двух великих органистов добаховского периода — итальянца Джироламо Фрескобальди и француза Николя де Гриньи. О славе и величии первого говорит тот факт, что с 1608 года до самой смерти он занимал пост органиста собора св. Петра в Риме, где послушать его игру собиралось до 30 тысяч человек! Второй — знаменитый органист собора в Реймсе, сочинения которого собственноручно переписывал Иоганн Себастьян Бах.

    На пути к романтизму слушатели встретятся с музыкой для механического органа в часах, а романтизм представлен сонатой Феликса Мендельсона и чудесной миниатюрой князя Владимира Одоевского — «русского Фауста» и пропагандиста Баха в России XIX века.

    Орган ХХ века — это целый мир, и Сальвадор хочет показать, насколько разным, непостижимым он может быть. Поэтому заключительную часть программы он составил из максимально контрастных произведений: трансцендентное, мистическое «Явление вечной Церкви» великого мастера Оливье Мессиана; строгая, написанная по законам средневековой мессы пьеса Арво Пярта Annum per annum; виртуозная, эффектная концертная токката Ханса-Андре Штамма.

    В программе:
    Робертсбриджский кодекс (ок. 1330 – 1360, Англия)
    Estampie retrové (Эстампида переделанная)
    Буксхаймская органная книга (ок. 1460, Германия)
    Die Süß Nachtigal («Сладкий соловей»)
    Миколай из Кракова (1488? – ок. 1550, Польша)
    Hajducki («Гайдуки»)
    Антонио де Кабесон (1510 – 1566, Испания)
    Diferencias sobre el canto llano del cavallero (Вариации на тему «Песнь о рыцаре»)
    Ян Питерсзон Свелинк (1562 – 1621, Нидерланды)
    Ballo del Granduca («Танец Великого Герцога»)
    Джироламо Фрескобальди (1583 – 1643, Италия)
    Бергамаска
    Николя де Гриньи (1672 – 1703, Франция)
    Récit de tierce en taille (Gloria, de la Messe du Premier livre d’orgue) / Речитатив терции (Слава, из Мессы Первой органной книги)
    Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750, Германия)
    Токката и фуга ре минор, BWV 565
    Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791, Австрия)
    Andante фа мажор для механического органа
    Сезар Франк (1822–1890)
    Финальный хор для «Рождественской мессы»
    Владимир Одоевский (1803 – 1869, Россия)
    «Молитва без слов»
    Оливье Мессиан (1908 – 1992, Франция)
    Apparition de l’Église éternelle («Явление вечной Церкви»)
    Арво Пярт (*1935, Эстония)
    Annum per annum («Год за годом»)
    Ханс-Андре Штамм (*1958, Германия)
    Toccata gaelica («Гэльская токката»)

    Смотрите так же