ЧернозЁм

Паводок

Паводок
Live.

Рецензия.

Альбом стал для меня потрясением. NIRVANA по-русски! "Да, скифы мы! Да, азиаты мы с раскосыми и жадными очами"! На прекрасно оформленной обложке художница Марина Лебедева изобразила всех пятерых участников тюменской группы с узкими азиатскими глазами. Это очень подходит музыке современных варваров-кочевников: обветренные лица, взъерошенные волосы, нечесаные бороды. Все надписи сделаны от руки - нам ни к чему суперобложки! Тексты во вкладыше очень приблизительны, ибо песни настолько живые, что слова могут меняться прямо на ходу в зависимости от аудитории и настроения. Этот сибирский гранж с нарочито грязным звуком и очень красивыми клавишами чем-то напоминает ГРАЖДАНСКУЮ ОБОРОНУ, но без мессианства, коммунизма, - короче, незабронзовевшую еще. В текстах тоже нет-нет, да и проскочат ассоциации с Летовым. "На Западном Фронте Без Перемен" ничего не напоминает (ремарки неуместны)?! ЧЕРНОЗЁМУ случается выступать в одних концертах с ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНОЙ, поэтому я смею утверждать, что это ни в коем случае не нарочитое заимствование, а духовное и эстетическое родство. Интересно, что группы этого направления активно привлекают в свои составы женщин-музыкантов. Не думаю, что это дань заморской политкорректности, просто эти женщины хорошо играют на порой нетрадиционно-женских инструментах, а, кроме того, вносят "свой" вклад в звучание группы.

Мне очень понравилось активное использование клавиш Максима Шаркова, чем, кстати, группа сразу убирает всякие аналогии не только с ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНОЙ, но и с любой другой гранж-группой. В гранже принято основываться на ревущих прифуззованных гитарах. Все это есть и в музыке ЧЕРНОЗЁМА. Но именно клавиши играют роль противовеса: чистого звука против фирменно-грязного панковского. А виртуозность игры Максима делает клавиши едва ли не главным инструментом. Во всяком случае, некоторые песни, боюсь, без них завяли бы и погибли. Например, "Над Заборами (Медведица)" - едва ли не лучший среди лучших трек альбома, где Максим устраивает что-то вроде "Экспромт-Фантазии" Шопена вместо припева. Когда же в очередной раз за бегающими с невероятной быстротой пальцами Максима пытается (успешно) угнаться прифуззованная гитара с дисторшном, а барабанщик хлещет наотмашь, как сибирский ветер по лицу, наступает момент, который разные люди определяют по-разному: катарсис, нирвана. Сибирская Нирвана!

В родной грязи
Святой Руси
Конвой берез, крестов и звезд,
Где шаг в любую сторону -
Побег в облака.

Группа делает эти "шаги" в разные стороны, и вместе с ней - слушатели. Есть в этой музыке упоение свободой, а тексты прилипают, как чернозем к картошке на сборе урожая. И становится понятно, что мы, слушатели, тоже ЧЕРНОЗЁМ, а они, музыканты, нас перепахивают:

Если бы мы знали, кто за нас в ответе,
Не умирали б никогда.

"МаМаМа" с несколько парадоксальной гармонией, достойной золотого периода "Позорной Звезды" АГАТЫ КРИСТИ; быстрая, словно скачки, "Горько"; монументальный, как песня А. Городницкого "Атланты", гимн-марш родного города "Тюмень"; программное заявление от лица тюменских музыкантов "Памяти Крученых":

Лучше по уши влезть в дерьмо,
Но не нравиться вам, но не нравиться вам...

И совершенно феерическое окончание из зубодробительных боевиков группы. Слышно, что и музыканты, и аудитория в клубе "стоят на ушах"! Редкое дело - на альбоме нет ни одного слабого номера!

Последним треком идет студийная запись ранее не издававшейся песни, давшей название всему альбому - "Паводок". И тут сразу проступает ущербность студийного звучания группы по сравнению с концертным. Гладкие, четко прописанные барабаны звучат намного скучнее. Группа старается изо всех сил, и, вроде бы, все правильно, но драйв не тот, чего-то не хватает. Чего-то очень важного! Именно концертность делает этот альбом столь прекрасным и уникальным. Конечно, это дало возможность группе играть старый-добрый, хорошо отыгранный на различных концертах материал. Не знаю, я, к сожалению, не слышал других студийных работ ЧЕРНОЗЁМА, но что-то мне подсказывает, что не надо причесывать панка. Дурное это дело, никчемное!

Автор: Максилла Кузнецов